11 ноября в Большой гостиной Дома ученых наша библиотека принимала гостей – всех почитателей творчества Сергея Есенина. Это был заключительный вечер в серии мероприятий, посвященных 120 – летию со дня рождения поэта. «Божья дудка»: Я сердцем никогда не лгу.
О, наш любимый черноголовский зритель! Как же счастливы мы были ведеть заполненный зал!
Обычный путь разработки подобного вечера: сначала пишется сценарий (хронологическая канва, тематическая и пр.) и согласно ему отбираются произведения для исполнения. Но в этот раз всё пошло по-другому: у большинства исполнителей оказались свои предпочтения. Поэтому традиционным диктатом режиссера – сценариста пришлось пренебречь. Лишь отдельные произведения были «продавлены сверху». А большая часть текстов была выбрана молодёжью.
Очень много стихов Есенина послужили основой для создания песен, романсов.
Открывал наш вечер музыкальный номер «Есть одна хорошая песня у соловушки», пронзительной, обрывающей душу нотой Надежда Соловьёва сразу натянула до невозможности струну есенинского слога. Исполнение а капелла усиливало искренность слов поэта. Тот же прием использовался певицей и в песне «Весенний вечер».
Безукоризненным, идеальным звучанием порадовал слушателей ансамбль «Гармония» под руководством Втулочкиной С.К.: «Белая берёза» и «Над окошком месяц…» органично вплетались в музыкальный венок вечера.
Жанр современной эстрады представил Базык Виталий композицией «Я люблю этот город вязевый»,
а любители классического репертуара смогли насладиться академическим звучанием драматического баритона – Александра Толбина. Он удивил силой своего голоса, исполнив (отказавшись от микрофона) романсы: «Письмо матери», «Сыпь, тальянка, звонко», «Отговорила роща золотая».
Несомненной декламаторской удачей стал «Черный человек» в исполнении Романа Баранова и Кирилла Марцелова. Старшеклассники выступили на уровне профессиональных декламаторов.
Из ранних стихов прозвучали «Сыплет черёмуха снегом», Разбуди меня завтра рано», «Матушка в купальницу», «Гой, ты, Русь, моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Драматическая история собаки, у которой отобрали детей-щенков вызвала слёзы у зрителей: так убедителен был Дима Бабак,
а вот самая юная участница, третьеклассница Соня Безрукова, выступила в роли Шуры Есениной, рассказав не только посвященные ей «Ах, как много на свете кошек» и «Я красивых таких не видел», но и саму историю их создания – отрывок из воспоминаний сестрёнки поэта. Итак, основная часть, выбранных произведений оказалась, разумеется, о любви! Хоть сам Есенин и утверждал, что: «Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство!» — но почему – то и через сто лет его ровесники выбирают среди предложенных тем «Шаганэ», «В Хоросане есть такие двери», «Выткался на озере…».
Не испугалась юность и больших произведений: три отрывка из «Анны Снегиной», три встречи : страсть, разочарование, грусть – потрясающе тонко передали Оля Агафонова и Максим Белов.
Совсем по-другому прозвучало «Письмо к женщине».». Анна Сучкова и Данила Холодович своей экспрессией, нарастающим драматизмом интонаций, декларацией невозможности личного человеческого счастья в «сплошном дыму, развороченном бурей быте», заслужили крики «Браво!». Этой невозможностью счастья даже при наличии любви и страсти пронизаны поздние стихи Есенина. Безмерное жизнелюбие, боль от предчувствия неизбежной утраты, слёзы сожаления обреченного и бесконечная есенинская жалость ко всему миру, который так не хочется покидать; и, вместе с тем, благодарное благословение всему оставляемому на этой земле –
– всю эту гамму сумели передать Кирилл Марцелов, («Мне грустно на тебя смотреть»), Даша Куликова («Жизнь – обман с чарующей тоской»),
Никита Анисимов («Мы теперь уходим понемногу»).
Завершила программу Карина Мкртчян отрывком из книги В.Астафьева «Затеси», давшего ответ: почему мы «…льнем,тянемся к слову рязанского парня», чья «душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью», «чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска».
Сопровождая ненавязчивый видеоряд, весь вечер звучали голоса ведущих: Надежды Панариной и Джафара Миришли. Глубокий, мягкий тембр голоса Джафара — заслуга природы и наследственности – он потомок известной азербайджанской театрально – драматической семьи. Джафар озвучивал русского поэта, которого именно в Баку охватывало необыкновенное вдохновение, в результате чего родидся шедевр любовной лирики – «Персидские мотивы», а также была создана «Баллада о 36» и другие. Голос и интонации Джафара органично слились с зазвучавшим на последних секундах голосом самого Есенина, читающего «Пугачева».
Мне осталось поблагодарить скромных тружеников музыкальной нивы – замечательных аккомпаниаторов Ольгу Борисову и Надежду Кулешову. И нашего бессменного и самоотверженного свето-, звукооператора Анатолия Ивановича Добрецова.
И огромное спасибо всем зрителям, звонившим, выражавшим при случайных встречах одобрение, хвалившим нас. Для нас очень важен ваш отклик, ваше мнение. А артисты, особенно юные, очень ценят признание публики.
То, что удалось записать, смотрите здесь, а также ВКонтакте под именем ГородскаяЧерноголовскаяБиблиотека, и в Instagram и Facebook .