Всероссийский конкурс юных чтецов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение о проведении в Городском округе Черноголовка муниципального этапа VIII Всероссийского конкурса юных чтецов

«Живая классика» 2019 года

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» (далее — Конкурс) — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать вслух на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.

1.2. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 5-11 классов учреждений общего и дополнительного образования не старше 17 лет (включительно) на момент проведения отборочных туров всероссийского финала конкурса.

1.3. Конкурс проводится ежегодно.

1.4. Участие в Конкурсе является бесплатным. Взимание организационных и прочих взносов с участников недопустимо.

1.5. Конкурс проводится под патронатом Министерства просвещения Российской Федерации.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

2.1. Целью конкурса является повышение интереса к чтению у школьников.

2.2. Для реализации этой цели конкурс решает следующие задачи:

  • развивающие, в том числе формирование привычки к чтению, развитие эмоционального интеллекта, читательского вкуса, навыков выразительного чтения на основе глубокого осмысления текста;
  • образовательные, в том числе расширение читательского кругозора детей через знакомство с произведениями русской литературы XVIII-XXI вв.,
    с современной русской детской и подростковой литературой, с зарубежной и региональной литературой;
  • социальные, в том числе поиск и поддержка талантливых детей, создание социального лифта для читающих детей, формирование сообщества читающих детей;
  • инфраструктурные, в том числе знакомство школьников с возможностями современных библиотек, создание сетевой среды, пропагандирующей чтение как ценность.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ И ЖЮРИ

3.1. Руководство организацией и проведением городского этапа Конкурса в Городском округе «Черноголовка» осуществляет Организационный комитет (далее — Оргкомитет), формируемый из писателей, библиотекарей, общественных деятелей, учителей русского языка и литературы, работников учреждений культуры, педагогических работников системы дополнительного образования,  представителей  Отдела социального развития Администрации Муниципального образования «Городской округ Черноголовка»

3.2 Оргкомитет утверждает Жюри городского этапа Конкурса. В составе Жюри должно быть 3-7 человек. Количество членов жюри должно быть нечетным В Жюри должны входить писатели, литературоведы, общественные деятели, деятели культуры и искусств, преподаватели литературы,  сотрудники учреждений культуры, представители Отдела социального развития Администрации Муниципального образования «Городской округ Черноголовка».

3.3. Организатор размещает координаты городского куратора на официальном сайте Конкурса www.youngreaders.ru.

3.4Члены жюри оценивают выступление каждого конкурсанта в соответствии с критериями, описанными в Приложении 2 к настоящему Положению. При оценивании члены жюри пользуются оценочными листами (см. Приложение 6)

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА

4.1. Конкурс проводится в несколько туров:

  • подготовительный этап
  • классный тур,
  • школьный тур,

районный / муниципальный тур

4.2. Конкурс проводится для всех желающих без предварительного отбора. Отказ школьнику в участии на первом – классном – туре Конкурса не допускается. Переход в следующий тур осуществляется по решению жюри Конкурса.

4.3. Обязательным условием участия в конкурсе является регистрация участника на официальном сайте конкурса www.youngreaders.ru . Заявки на участие в конкурсе подаются только через официальный сайт Конкурса www.youngreaders.ru. Участник конкурса может зарегистрироваться только от одного учреждения (школа/учреждение дополнительного образования).

4.4. Конкурсанты, не прошедшие регистрацию на сайте, к участию в Конкурсе не допускаются.

4.5. Регистрацию для участия в Конкурсе может пройти как участник, так и законный представитель участника (родители, усыновители, опекуны и попечители, представители таких учреждений, как детский дом, дом для инвалидов, представители органов опеки и попечительства).

4.6. Для получения оперативной информации о ходе Конкурса участникам рекомендуется зарегистрироваться в официальном сообществе Конкурса: http://vk.com/young_readers

4.7. Регистрацию на сайте должны пройти как участники, так и ответственные за его проведение в каждом из туров – в классе, школе/учреждении дополнительного образования, городском округе.

4.8. Календарь Конкурса на 2019 год представлен в приложении 4 настоящего Положения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНОЙ ПРОЦЕДУРЫ

5.1. В ходе конкурсных испытаний участники декламируют отрывки из своих любимых прозаических произведений любых российских или зарубежных авторов XVIII-XXI века.

5.2. В первом – классном – туре конкурса допускается выразительное чтение выбранного текста по книге или иному источнику. В следующих турах конкурсанты читают текст на память.

5.3. Каждый участник Конкурса выступает самостоятельно и не может прибегать во время выступления к помощи других лиц.

5.4. Продолжительность выступления каждого участника — от 2 до 5 минут. Превышение регламента не допускается.

5.5. Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение, декорации, костюмы. Однако их использование не является преимуществом и не дает дополнительных баллов.

5.6. Участник Конкурса имеет право выступать в классных, школьных, районных и региональных турах Конкурса как с одним и тем же произведением, так и с разными. Исключением являются выступления в финале и суперфинале, где участник не имеет права менять произведение перед выступлением.

5.7. Победители и финалисты конкурсов прошлых лет принимают участие в новом конкурсе на общих основаниях и обязаны выбирать для выступления отрывки из произведений, с которыми ранее не выступали.

5.8. При нарушении правил участия в Конкурсе участник может быть снят с конкурсных испытания. Решение об этом принимает оргкомитет или жюри соответствующего тура.

  1. КВОТЫ УЧАСТНИКОВ ПО ТУРАМ

6.1. Количество участников первого тура (классного) не ограничено.

6.2. Количество победителей первого тура (классного) – не более 3-х конкурсантов от каждого класса.

6.3. Количество победителей второго тура (школьного) – не более 3-х победителей от каждой школы. Решение о делении участников на возрастные группы школа принимает по собственному усмотрению. Деление на возрастные группы не является обязательным условием Конкурса. Победителями школьного тура Конкурса могут стать учащиеся одной или разных возрастных групп.

6.4. Количество победителей третьего тура (районного / муниципального) – не более 3-х конкурсантов от каждого района/ муниципалитета.

6.5. Конкурсанты соревнуются в трех возрастных категориях:

5 – 7 классы – один победитель,

8 – 9 классы – один победитель,

10 – 11 классы —  один победитель.

  1. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ

7.1. Выступления участников конкурса оцениваются исходя из критериев, представленных в приложении 2 настоящего Положения.

7.2. Каждый участник Конкурса получает в электронном виде свидетельство об участии (свидетельство будет размещено на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников).

7.3. Победителями классного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель классного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников) и становятся участниками школьного тура.

7.4. Победителями школьного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель школьного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников). Победители школьного тура становятся участниками городского тура Конкурса.

7.5. Победителями районного (городского) тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель районного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте www.youngreaders.ru в личных кабинетах участников) и призами от спонсоров. Победители городского этапа становятся участниками регионального этапа Конкурса.

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА

8.1. Финансирование Конкурса в регионах осуществляется за счет бюджета региона.

8.2. Финансирование Всероссийского финала Конкурса в МДЦ «Артек» осуществляется за счет Министерства просвещения Российской Федерации.

8.3. Проезд победителей региональных туров Конкурса в Международный детский центр «Артек» осуществляется за счет бюджета региона.

8.4. Проезд суперфиналистов в Москву осуществляется за счет бюджета региона.

8.5. Призы районного, регионального, всероссийского туров Конкурса предоставляет Фонд «Живая классика».

8.6. Медали для победителей региональных этапов Конкурса изготавливает
АО «Гознак».

Приложение 1

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТУРОВ КОНКУРСА

  1. Первый тур (классный) проводится среди участников одного класса.

1.1 Организатором классного тура может выступить учитель русского языка и литературы, классный руководитель, педагог дополнительного образования.

1.2. На классном этапе организатор предлагает каждому из учеников самостоятельно выбрать книгу, которая произвела самое сильное впечатление (критерии выбора – интерес к проблематике, яркое впечатление, близкие мысли и переживания автора и героев). Выбранные участниками книги не должны повторяться.

1.3. В течение месяца учитель может предлагать детям обменяться книгами, изменить первоначально выбранное произведение. Затем организатор проводит обсуждение и выясняет, какие книги и почему выбрали ученики. Этот этап важен как возможность вовлечь в дискуссию о литературе и чтении не читающих детей. Желающие могут посоревноваться в чтении отрывков из своих любимых книг (на классном этапе можно читать как по книге, так и на память).

1.4. Организатор классного тура должен оповестить будущих участников о необходимости зарегистрироваться на сайте www.youngreaders.ru.

1.5. Отчет о проведении классного тура Конкурса (имена победителей и названия произведений) должен быть размещен на странице класса на сайте www.youngreaders.ru.

1.6. Три победителя классного тура становятся участниками школьного тура.

  1. Второй тур (школьный) проводится среди конкурсантов учреждений общего или дополнительного образования.

2.1. В этом туре конкурса принимают участие по три победителя от каждого класса.

2.2. Ответственным за проведение Конкурса в школе/учреждении дополнительного образования может быть директор, его заместитель, учитель, методист или библиотекарь. От одной школы/учреждения дополнительного образования может быть назначен только один ответственный за проведение Конкурса.

2.3. Участники школьного тура читают выбранный текст наизусть.

2.4. Три победителя школьного тура становятся участниками районного тура.

2.5. Отчет о проведении школьного тура Конкурса (имена победителей и названия произведений) должен быть размещен на странице школы на сайте www.youngreaders.ru Размещение отчета является условием участия в районном туре Конкурса. Фотографии с конкурсного мероприятия размещаются на сайте по желанию ответственного за проведение школьного тура.

  1. Ответственным за проведение третьего – районного / муниципального тура Конкурса выступает директор МУ «ГЧМБ» Лукашенко Наталья Петровна

3.1. Региональный куратор предоставляет в Оргкомитет списки библиотек, культурных центров и муниципальных учреждений дополнительного образования, участвующих в муниципальном этапе Конкурса, а также контактную информацию координатора муниципального этапа Конкурса (+74965249512; lukashenko-rabota@yandex.ru). Списки мест проведения муниципальных этапов Конкурса по каждому региону размещаются членами Оргкомитета на официальном сайте Конкурса www.youngreaders.ru.

3.3. Координатор муниципального тура Конкурса регистрируется на сайте www.youngreaders.ru. Координатор муниципального этапа Конкурса может добавлять на страницу новости, фотографии, имена победителей, список участников Конкурса и названия выбранных участниками произведений.

3.4. Отчет о проведении муниципального этапа Конкурса (имена победителей, название произведений) должен быть размещен на странице библиотеки, а также на сайте www.youngreaders.ru. Размещение отчета является условием участия в региональном туре Конкурса. Фотографии размещаются на сайте по желанию ответственного за проведение муниципального тура.

Приложение 2

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА

 

  1. Выступление участников оценивается по следующим критериям:
  • Выбор текста произведения
    • Произведение, входящее в список часто исполняемых произведений, оценивается в 7 баллов.

Произведения, входящие в список часто исполняемых, представлены в Приложении 3.

В случае если прочтение произведения, входящего в список часто исполняемых, глубоко эмоционально затронуло слушателей, заставило по-новому взглянуть на известное произведение, то к предыдущей оценке добавляется  от 0 до 3 баллов.

  • Произведение не входящее в список часто исполняемых:

В случае если произведение не входит в список, представленный в Приложении 3, то оно оценивается в 10 баллов.

Максимальное количество баллов по критерию «Выбор текста произведения» – 10 баллов.

 

По данному критерию есть условия, при которых из поставленной оценки баллы могут быть вычтены:

  1. сокращение текста, при котором искажается содержание произведения, смысл теряется или меняется на противоположный: минус 7 баллов
  2. выбор отрывка, не понятный вне контекста: минус 7 баллов
  3. произведения, призывающие к жестокости, содержащие нецензурную лексику: минус 10 баллов
  4. произведение, рассчитанное на дошкольный возраст или на младший школьный возраст, если исполнитель является старшеклассником: минус 5 баллов.
  • Способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей:
    • Чтецу удалось рассказать историю так, чтобы слушатель (член жюри) понял ее – оценивается по шкале от 0 до 5-ти баллов.
    • Чтецу удалось эмоционально вовлечь слушателя (члена жюри): заставить задуматься, смеяться, сопереживать – оценивается по шкале от 0 до 5-ти баллов.

Максимальное количество баллов по данному критерию – 10 баллов.

  • Грамотная речь.

Правильная расстановка ударений и грамотное произношение слов (за исключением случаев, когда речевые ошибки являются особенностью речи героя произведения). Оценивается от 0 до 5-ти баллов.

Максимальное количество баллов по данному критерию – 5 баллов.

  • Дикция, расстановка логических ударений, пауз.

Выразительность дикции, четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Оценивается от 0 до 5-ти баллов.

Максимальное количество баллов по данному критерию – 5 баллов.          

  1. Максимальное количество баллов по всем критериям оценки – 30 баллов.
    Оценки участников жюри вносит в оценочный лист (Приложение 6).

Приложение 3

 

СПИСОК ЧАСТО ИСПОЛНЯЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В рамках Конкурса юных чтецов «Живая классика» участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.

В данном списке представлены авторы и произведения, которые оцениваются жюри
в 7 баллов.  Баллы могут быть добавлены в том случае, если прочтение классики, глубоко эмоционально затронуло слушателей, заставило по-новому взглянуть на известное произведение (плюс  от 0 до 3 баллов)

 

Зарубежная литература


Г. Х. Андерсен

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок»

О. Генри «Дары волхвов»

 

Русская литература:

 

Айтматов Ч. «Материнское поле», «Плаха»

Алексиевич С. «Цинковые мальчики»

Васильев Б. «А зори здесь тихие»

Ганаго Б. «Зеркало», «Письмо Богу», «Машенька»

Гоголь Н.  «Вечера на хуторе близ Диканьки»,  «Тарас Бульба», «Петербургские повести»,  «Записки сумасшедшего», «Мёртвые души», «Ревизор»

Гончаров И. «Обломов»

Горький М. «Старуха Изергиль»

Горин Г.  «Ёжик»

Грин А. «Алые паруса»

Достоевский Ф.  «Преступление и наказание»

Драгунский В. «Тайное становится явным», «Главные реки», «Слава Ивана Козловского»,  «Где это видано, где это слыхано», «Девочка на шаре», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Куриный бульон», «Надо иметь чувство юмора», «Он живой и светится», «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах», «Чики-брык», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Бы», «Если бы я был взрослым»

Дружинина М. «Гороскоп», «Мой приятель — супермен», «Звоните, вам споют», «Лекарство от контрольной»

Екимов Б.  «Говори, мама, говори»

Железников В.  «Чучело»,  «В старом танке»

Закруткин В. «Матерь Человеческая»

Зощенко М. «Аристократка», «Жених», «Калоша»

Карамзин Н. «Бедная Лиза»

Лермонтов М. «Герой нашего времени»

Тэффи Н. «Жизнь и воротник», «Экзамен», «Демоническая женщина», «Катенька», «Счастливая», «Раскаявшаяся судьба»

Носов Н. «Затейники», «Живая шляпа», «Федина задача»

Осеева В. «Динка», «Бабка»

Островский А. «Гроза», «Бесприданница»

Петросян Т. «Записка»

Пивоварова И. «Сочинение», «О чем думает моя голова», «Весенний дождь», «Селиверстов не парень, а золото»

Писахов С. «Как купчиха постничала», «Громка мода»

Пономаренко Е. «Леночка»

Постников В. «Жених из 3 Б»

Приставкин А. «Фотография»

Пушкин А. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Пиковая дама»

Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  «Иван-царевич и серый волк»

Толстой Л. «Война и мир»

Тургенев И. «Отцы и дети», «Ася», «Записки охотника»

Успенский Э.  «Крокодил Гена и его друзья»

Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки»

Чехов А.  «Каштанка», «Смерть чиновника», «Размазня», «Толсты и тонкий», «Злой мальчик», «Чайка», «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Человек в футляре»

Шолохов М. «Тихий Дон»,  «Судьба человека», «Нахаленок»

Яковлев Ю. «Гонение на рыжих», «Игра в красавицу», «Сердце земли», «Девочки c Васильевского острова»

 

 

Приложение 4

 

КАЛЕНДАРЬ КОНКУРСА 2019 ГОДА

Этап Мероприятия внутри этапа Сроки
Подготовительный Регистрация участников на сайте и подготовка к Конкурсу 10.09.2018 – 25.01.2019
Неделя «Живой классики» в библиотеках 19.11.2018-25.11.2018
Классный тур

Место проведения — школа

Старт 01.02.2019
Отчет о проведении на сайте до 15.02.2019
Школьный тур

Место проведения — школа

Старт 15.02.2019
Отчет о проведении на сайте до 28.02.2019
 Районный/муниципальный тур

Место проведения – библиотеки, культурные центры

Куратор региона предоставляет Оргкомитету информацию о местах проведения районных туров до 20.01.2019
Регистрация на сайте координатора районного этапа до 20.01.2019
Размещение информации о районных турах на сайте Конкурса 15.02.2019
Старт 01.03.2019
Отчет о проведении на сайте до 20.03.2019
Региональный тур

Место проведения – районные детские библиотеки, книжные магазины, культурные центры, муниципальные учреждения дополнительного образования

Формирование жюри с размещением информации на сайте до 10.03.2019
Информация о месте и времени проведения регионального тура на сайте до 10.03.2019
Старт до 01.04.2019
Отчет о проведении регионального тура на сайте до 11.04.2019
Предоставление информации о победителях в Оргкомитет До 13.04.2019
Регистрация финалистов в системе АИС «Путёвка» до 15.04.2019
Информация о приобретении билетов в Симферополь для участников Всероссийского финала в МДЦ «Артек» до 15.04.2019
Всероссийский финал

Место проведения – МДЦ «Артек»

Отборочные туры 1 – 20 мая 2019
Суперфинал на Красной площади в Москве 3 – 6 июня 2019

 

Приложение 5

КОНТАКТЫ ОТВЕТСТВЕННЫХ НА ШКОЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ЭТАПАХ

 Директор МУ «ГЧМБ» Лукашенко Наталья Петровна

Lukashenkorabota@yandex.ru  +7496 524 95 12

МОУ СОШ №82 им. Ф.М.Дубовицкого;  Грачева Елена Николаевна y4ilka82@mail.ru     +79261794341

МОУ  СОШ №75; Пасечник Алексей Викторович pasechnikav@mail.ru, +79853630428

МОУ СОШ «Веста»;  Кагал Алла Ивановна   alla_kagal@mail.ru,+79035235119

МОУ «Макаровская ООШ»;  Горшкова Ирина Александровна, 8-903-742-78-67,    79037427867@yandex.ru

 

Приложение 6

 

 

ФИ чтеца, автор, название произведения Критерии оценки  
Выбор текста произведения Способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей: Грамотная речь Дикция, расстановка логических ударений, пауз Всего баллов
Произведение, входящее в список часто исполняемых, оценивается
в 7 баллов
Произведение, не входящее в список часто исполняемых, оценивается
в 10 баллов
Прочтение произведений входящих в список часто исполняемых, глубоко эмоционально затронувшее

слушателей, заставившее по-новому взглянуть на известное произведение —
плюс от 0 до 3-х баллов

Чтецу удалось рассказать историю так, чтобы слушатель (член жюри) понял ее.
Оценивается от 0 до 5-ти баллов.
Чтецу удалось эмоционально вовлечь слушателя (члена жюри): заставить задуматься, смеяться, сопереживать. Оценивается
от 0 до 5-ти баллов.
Правильная расстановка ударений и грамотное произношение слов (за исключением случаев, когда речевые ошибки являются особенностью речи героя произведения).

Оценивается от
0 до 5-ти баллов.

Выразительность дикции, четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка оценивается.
Оценивается от
0 до 5-ти баллов.
1. сокращение текста, при котором искажается содержание произведения, смысл теряется или меняется на противоположный: минус 7 баллов

2. выбор отрывка, не понятный вне контекста: минус 7 баллов

3. произведения, призывающие к жестокости, содержащие нецензурную лексику: минус 10 баллов

4. произведение, рассчитанное на дошкольный возраст или на младший школьный возраст, если исполнитель является старшеклассником: минус 5 баллов

1   0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
2   0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
3   0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
4   0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5