Саврасов вошел в историю русской живописи как проникновенный певец русской природы, родоначальник передвижнического пейзажа. Вместе с В.Г. Перовым, И.Н. Крамским и Г.Г. Мясоедовым Саврасов стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. На 1-й Передвижной выставке в 1871 году была выставлена его картина «Грачи прилетели».
Саврасов сумел найти поэзию в самых обычных явлениях русского быта и русской природы. Именно это национальное поэтическое начало и делает его произведения особенно ценным, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.
Не сразу художник добился успеха. Этому предшествовал длительный и сложный творческий путь.
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в Москве 24 мая 1830 года в семье мелкого торговца. Окончив начальное трехклассное училище, поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества в пейзажный класс и в 1850 году получил звание художника.
В ранних работах Саврасова чувствуется увлечение юного художника необычным состоянием природы, стремление передать бурю, эффекты грозового освещения. В эти годы он отдает дань романтизму. В дальнейшем Саврасов отказывается от подобных мотивов, стремясь к простоте и естественности.
Вершиной его творчества по праву считается картина «Грачи прилетели» (1871г.) На сравнительно небольшом холсте изображена окраина русского провинциального города. Скромная церквушка. Тающий снег. Легкие и зябкие березки. Стая грачей – первых вестников близкой весны. А воздух чистый, свежий, бодрящий. Немногим художникам удавалось так просто и трогательно рассказать о весне. Колорит картины, её композиция, воздушная перспектива-все необычайно удачно найдено и гармонично увязано.
К числу лучших произведений Саврасова относят его картины:
«Лосиный остров в Сокольниках» (1869г.),
«На Волге» (1875г.),
«Проселок» (1873г.),
«Радуга» (1875г.),
«Рожь» (1881г.) и многие, многие другие.
С 1857 года в течение двадцати пяти лет Саврасов был преподавателем в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Саврасов стал первым учителем таких выдающихся пейзажистов, как И.И. Левитан, К.А. Коровин, С.И. Светославский, В.Н. Бакшеев. Он направлял внимание учеников на то, что можно назвать скрытой жизнью природы.
Творчество Саврасова оказало огромное влияние на развитие русской пейзажной живописи. Лучший ученик Саврасова, знаменитый художник-пейзажист Левитан сказал о своем учителе: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Литература:
- Нирод, М. Алексей Кондратьевич Саврасов// С веком наравне: рассказы о картинах: Т.1.-М.: Молодая гвардия,1989.-С.138-148
- Алексей Саврасов/Автор текста В. Петров.-М.: Белый город,2000.-64с.:ил.