В 26 июля 2020 года исполняется 135 лет со дня рождения французского писателя, автора биографических романов Андре Моруа (1885-1967)
Творческий путь Андре Моруа охватывает половину столетия. Он автор жизнеописаний великих людей, романов и новелл, исторических трудов и литературных эссе, путевых очерков и воспоминаний, поэтических и драматургических опытов; выступал он и как критик и публицист. Моруа, свидетелю и участнику двух мировых войн, присуще обостренное чувство эпохи, времени. Ему принадлежат книги по истории Франции, Англии, Соединенных Штатов Америки. В своих работах Моруа подчеркивает роль великих людей, исследует их психологию, стремится разобраться в мотивах их поступков. Всемирную известность Моруа принес жанр биографического романа или художественной биографии.
В период между двумя мировыми войнами Моруа выступил с биографиями политических деятелей: «Жизнь Дизраэли» (1927), «Эдуард VII и его время» (1933), жизнеописание завоевателя Марокко маршала Лиоте (1931). Перу Моруа принадлежат книги о Тургеневе (1931) и Вольтере (1932). Но главную, сквозную линию его творчества составляют биографии писателей-романтиков: «Ариэль, или Жизнь Шелли» (1923), «Байрон» (1930), «Шатобриан» (1938). Опираясь на точную документацию, верный психологическому методу исследования Моруа воссоздает живые образы своих любимых героев.
В 40-60-е годы Моруа пишет «В поисках Марселя Пруста» (1949) и работу о своем наставнике — философе и эссеисте Алене (1950), книгу об английских поэтах Роберте и Элизабет Броунинг (1955) и «Андриенну, или Жизнь мадам де Лафайет» (1961), посвященной жене генерала Лафайета. Принципиально новым для писателя является обращение к миру науки: он создает книгу об изобретателе пенициллина Александре Флеминге (1959). И по-прежнему в центре внимания Моруа остаются фигуры писателей-романтиков: «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» (1952), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (1954), «Три Дюма» (1957).
Афоризмы от Андре Моруа
Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому.
Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет их использовать.
В белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик.
Жизнь коротка, это понятно; но по сравнению с чем?
Счастье — миг, привычка — вечность.
Всё совершённое тобой к тебе же и вернётся.
В литературе — как в любви: нас удивляет чужой выбор.
Без семьи человек один в мире и дрожит от холода.
Счастливый брак — это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
Удачный брак — это строение, которое нужно каждый раз реконструировать.
Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным.
Нет врага более жестокого, чем прежний друг.
Единственное, чему учит нас опыт, — что опыт ничему нас не учит.
Воображение писателя рождается из реального чувства.
Проблема не в том, чтобы иметь деньги на чёрную икру, а в том, чтобы находить в ней вкус.
Множество женщин сделало блестящую карьеру, умея лишь слушать, к тому же и слушать не обязательно: достаточно делать вид.
Все, что соответствует нашим желаниям, кажется правильным. Всё, что противоречит им, приводит нас в ярость.
Время, проведённое с женщиной, нельзя назвать потерянным.
Мы бываем естественны только с теми, кого мы любим.
Бизнес — это сочетание войны и спорта.
Недостаточно быть умным. Необходимо быть достаточно умным, чтобы не позволить себе стать умным сверх меры.
Старость не забывает своего нежного опыта и любит давать добрые советы, так как уже не может показывать дурных примеров.
Источники:
1. Андре Моруа: Жизнеописания Гюго и Бальзака//Наркирьер, Ф.С. От Роллана до Моруа: Этюды о французских писателях. — М.: Советский писатель, 1990.-С.233-262
2.https://vokrugknig.blogspot.com/2015/07/blog-post_26.html