Федор Шехтель родился 7 августа 1859 года в обрусевшей немецкой семье инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. Его мать, Доротея Карловна, после смерти мужа стала экономкой у Павла Третьякова, крупнейшего мецената, обладавшего уникальной коллекцией произведений искусства. Воспитанный в атмосфере увлечения искусством, Шехтель оказался в центре художественной жизни древней столицы.
Не имея архитектурного образования, Шехтель начал работу в мастерской А.С. Каменского, где прошел прекрасную школу, работая с Каменским, Терским и Чичаговым. Свою самостоятельную деятельность Шехтель начинает с конца 1870-х, когда эклектика привела архитектуру к глубочайшему кризису. Первые его работы еще проникнуты духом эклектики, но в 1893г. он создает особняк Морозова, в котором делает попытку выйти из тупика эклектики.
Здесь зодчий выбирает стиль, в котором доминирует архитектурное, а не декоративное начало. Свободный живописный план здания логичен и тщательно продуман. В результате заботы о комфорте и удобствах жилья, подчиненности особенностям быта обитателей дома, парадные, жилые, деловые, и обслуживающие помещения объединены в группы, изолированные друг от друга. Особое внимание уделяется интерьерам, созданным в стиле английской готики.
Еще одним замечательным зданием, построенным Шехтелем, является здание Ярославского вокзала в Москве 1905г., в котором национально-романтические черты слились с архитектурой модерна.
Первым из выдающихся сооружений модерна можно назвать особняк Рябушинского (1900-1902).
Виртуозное владение пространством позволило Шехтелю с блеском реализовать в особняке Рябушинского принцип организации помещений по спирали, вокруг спиралевидного завитка его великолепной мраморной лестницы-волны.
Шехтелю принадлежат проекты банка Рябушинского, дома московского Купеческого общества, типографии газеты «Утро России», церкви в Балакове Самарской губернии, загородного дома Патрикеева в Химках, дачи И.В. Морозова в Петровском парке, загородного дома Фон Дервиза в Кирицах Рязанской губернии. По его проекту была проведена реконструкция здания МХАТА, благодаря которой получились характерные «мхатовские» интерьеры. В работах Шехтеля можно увидеть архитектурные черты, которые получили свое развитие в позднейшей архитектуре.
Литература:
Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2007.-367с.