Вологда — единственный город в Советском Союзе, который в годы Великой Отечественной войны был базой для снабжения трех фронтов: Волховского, Ленинградского и Карельского. Международное звание «Город трудовой доблести и славы» было учреждено в 2010 году. Вологда стала 20-м городом, которому оно присвоено. Этот статус позволил Вологде участвовать в патриотических проектах, которые проходят под эгидой союза городов-героев.
Большое значение в годы войны имел Вологодский железнодорожный узел. На восток шли составы с эвакуированными людьми; на запад эшелоны с войсками, продовольствием, обмундированием и оружием. После начала Великой Отечественной войны Наркомат путей сообщения дал указание управлениям железных дорог сформировать 288 военно-санитарных поездов. Однако расчет на то, что интенсивной эвакуации пострадавших в тыл не потребуется, не оправдался. К декабрю 1941 года пришлось пустить в эксплуатацию 424 санитарных поезда.
В 70-80-е годы 20 века наше телевидение постоянно показывало художественный фильм «На всю оставшуюся жизнь», снятый по повести Веры Пановой «Спутники». Кинолента рассказывает о работе медицинского коллектива военно-санитарного поезда-312. Вологжане с интересом смотрели фильм и читали книгу, ведь многие прототипы повести жили вместе с ними в одном городе. Именно из Вологды ВСП-312 вышел в свой первый рейс, вернулся сюда после окончания войны.
И теперь за железнодорожным вокзалом стоит паровоз CO 18-3100, который установлен в честь трудовых подвигов вологжан железнодорожников в 1941–1945 гг. Паровоз вручен харьковским заводом бригаде старшего машиниста Болонина Василия Ивановича. Он был инициатором вождения поезда на дровяном топливе. В 1942 г. за экономию топлива, за выполнение задач по воинским перевозкам Болонину В.И. было присвоено звание Героя Советского Труда и первый орден Трудового Красного Знамени. Всего за годы Великой Отечественной войны ВСП – 312 совершил 53 рейса и перевез 24 625 раненых и больных с прифронтовой полосы в разные госпитали страны. На Мемориале около паровоза СО 18-3100 надпись: «Вечная слава работникам Депо, павшим в боях за Родину».
В Вологде установлено несколько памятников, посвященных скорбным дням военного времени.
Большую роль в деле Победы над врагом сыграла наша авиация, в том числе боевые машины, рожденные в конструкторском бюро С.В. Ильюшина: Ил-2, Ил-4, Ил-10. Фашисты называли их «летающими танками». В первые дни войны проявил героические черты характера летчик М.П. Жуков. На второй день войны он на Иле пошел на таран вражеского самолета, был одним из трех летчиков, которые первыми в годы войны получили звание Героев Советского Союза. В самый острый момент войны, когда враги рвались к Москве и Ленинграду, уроженец Вологодской области Е.Н. Преображенскрй провел эскадрилью бомбардировщиков в логово врага, на Берлин. Операция имела большое политическое значение, развеяла миф о том, что советская авиация уничтожена. Герои без потерь вернулись на базу. Благодарные земляки установили на постамент самолет Ил-28 в 1984 году в честь 90-летия со дня рождения С.В. Ильюшина.
Памятник «Побег из ада» установлен в Октябрьском сквере в честь 65-летия Победы над фашизмом и в память о легендарном перелете российских военнопленных из лагеря смерти. На каменном памятнике изображен самолет, улетающий от сторожевой вышки, высечены имена героев и надпись «Побег из ада». Такое имя этой истории дал Михаил Девятаев, рассказавший о ней в своей книге.