Инсценировка по книге Анатолия Алексина для младшего и среднего школьного возраста (школа №75 3 «Г» класс, руководитель Герасимова Вера Михайловна).
Видеоряд к сценарию
Фильм по рисункам детей «Как я представляю себе Страну Вечных Каникул»
«Утверждаю»
Директор МУ ГЧМБ
_________ Лукашенко Н.П.
«___»_________ 2019 года
Сценарий «В стране вечных каникул»
К 95-летию Анатолия Алексина
Техническое обеспечение:
Ноутбук, музыкальный центр, выставочный стеллаж, экран. Состав исполнителей проекта: режиссёр-координатор – 1 человек; Ведущий – 1 человек; чтецы — 10 человек; обеспечение музыкального оформления — 1 человек.
Приложение:
1. Фильм к 90-летию А.Г. Алексина «Поздравляем с юбилеем!»
2. Видеофильм по рисункам детей «Как я себе представляю Страну Вечных Каникул?»
Заставка Алексин 0,2 — 0,4
Ведущий:
Среди известных и любимых писателей, есть имя талантливого и весёлого автора Анатолия Алексина.
Писатель встречался в разных уголках нашей страны, был постоянным участником ежегодных праздников Недели детской книги.
Анатолий Алексин награжден многими литературными премиями, знаком Гайдара, включён в Почётный список имени Андерсена.
По состоянию здоровья он вынужден был в 1993 году уехать из России. В 2010 году он приезжал в Москву со своей новой книгой «В стране вечных каникул».
Видео (Сегодня мы узнаем…) и песня 0,4 – 1,11
Фото Обложка книги 1,11 – 1,14
Сцена 1
Чтец (Автор):
Петя очень любил… отдыхать. И мечтал, чтобы в календаре все поменялось: пусть в дни, которые сверкают красной краской все ходят в школу, а в дни, которые отмечены обыкновенной черной краской, развлекаются и отдыхают.
Чтец (Петя):
До того я надоедал Мишке-будильнику, что тот сказал мне однажды: «Не спрашивай меня больше, каждые пятнадцать минут я буду понарошку чихать» И чихал!
Фото Мальчик с телефоном 1,14 – 1,16
Чтец (Автор ):
Задолго до праздника Петя составлял список родственников и знакомых, которые могли достать билеты на Елку. И дней за десять до первого января начинал звонить.
Сцена 2
Чтец 1:
Ну, а как ты заканчиваешь вторую четверть?
Чтец (Петя):
Неудобно как-то говорить о самом себе…
Чтец (Автор):
Эту фразу он, кажется, слышал от папы. Из нее взрослые почему-то немедленно делали вывод, что он – круглый отличник.
Чтец 1:
Надо бы тебе достать билет на Елку! Как говорится, кончил дело – гуляй смело!
Фото Мальчик на Елке (2 фото) 1,16 – 1,22
Сцена 3
Чтец (Петя):
Я пошел на очередной утренник – в Дом культуры медицинских работников.
Чтец (Волшебник):
Победитель в велосипедной гонке получит самый необычайный приз за всю историю новогодних елок!
Чтец (Петя): Я почувствовал себя абсолютно готовым к борьбе. Катался я на велосипеде не очень хорошо, но в моих ушах все время звучали слова Волшебника и я примчался быстрее всех.
Чтец (Волшебник):
Объявляю победителя! В сказках чародеи и волшебники просят обычно задумать три заветных желания. Я выполню одно твое желание! Но зато – любое!.. Подумай хорошенько, не торопись. Чего же ты хочешь?
Чтец (Петя):
Пусть всегда будет Елка! И пусть никогда не кончаются эти каникулы!..
Чтец (Волшебник): Выполняю твое желание: ты получишь путевку в Страну Вечных Каникул!
Фото Обложка книги 1,22 – 1,25
Сцена 4:
Чтец (Автор):
Петя не спал с самой полуночи, ожидая своего предстоящего отъезда в Страну Вечных Каникул. Но никто за ним не приезжал… Просто вдруг промолчал будильник. А потом к нему подошел папа и строго произнес:
Чтец (Папа):
Немедленно перевернись на другой бок, Петр! И продолжай спать!..
Чтец (Мама): Не вздумай, Петр, пойти в школу. Смотри у меня!
Чтец (Автор): Чудеса продолжались…
Фото Троллейбус 1,25 – 1,28
Сцена 5:
Чтец (Петя):
Троллейбус остановился передо мной, кондуктор обратился лично ко мне.
Чтец (Кондуктор): Садись, дорогой! Добро пожаловать!
Чтец (Петя): Сейчас не моя очередь.
Чтец (Кондуктор):
А им с тобой не по дороге! У них – другой маршрут. Нам – в Страну Вечных Каникул… А если ты заплатишь и возьмешь билет, контролер оштрафует тебя!
Фото В стране вечных каникул 1,28 – 1,31
Сцена 6
Чтец (Сказочник):
Пожалуйте в Страну Вечных Каникул! А ты знаешь, что юные жители этой страны называются каникулярами и каникулярками?
Чтец (Петя):
А где же они – каникуляры и каникулярки?
Чтец (Сказочник):
Никого нет… Все в школе. Учатся. Все население страны состоит из тебя одного!
Глава: «Хочу быть юнукором!»
Фото Зоопарк 1, 31 – 1,34
Сцена 7 (Автор, Петя, Мальчик, Валерик)
Чтец (Автор):
Когда Петя на своем троллейбусе подъехал к зоопарку, ребята были уже возле входа.
Чтец (Валерик): Ты зачем приехал?
Чтец (Петя): А вы зачем пришли? Ведь зоопарк закрыт.
Чтец (Петя): А ты заметил, на чем я сюда приехал? На персональном автобусе!
Чтец (Валерик): Как? По-моему, на обыкновенном троллейбусе.
Чтец (Петя): А вот и нет! А вам очень нужно в зоопарк? Та-ак… Попробуем что-нибудь предпринять. (Что-то шепчет про себя).
Фото На каруселях 1,34 – 1,36
Сцена 8 (Автор, Петя, Валерик, Экскурсовод)
Чтец (Автор):
И в ту же минуту, как в сказке, из калитки, выскочил мужчина в очках, бросился прямо к Пете и представился так, будто объявил артиста, выступающего на сцене.
Чтец (Экскурсовод обращается к Пете):
Экскурсовод зоопарка Львов! Будем говорить по-русски? Какой язык является государственным в той стране, откуда вы прибыли?
Чтец (Петя): Язык веселья и развлечений!
Чтец (Экскурсовод): Вы прибыли к нам из Страны Вечных Каникул! Для вас мы делаем исключение – открываем зоопарк! А остальные смогут посетить зоопарк дней через десять.
Чтец (Петя): Но ведь они меня сопровождают!
Чтец (Валерик): Давайте посмотрим кроликов и белых мышей…
Чтец (Автор): Пете очень хотелось покататься на осликах, но не хотел ссориться с Валериком и согласился. А ведь желание каникуляра надо выполнять! И их отвели к клеткам с белыми мышами. Хотя вопросы задавал Валерик, но экскурсовод обращался только к Пете.
Фото Обложка книги 1,36– 1,38
Чтец (Экскурсовод Пете):
(Протянул толстую книгу)
Сюда заносят свои отзывы и впечатления туристы из других стран. Напишите и вы что-нибудь теплое…
Чтец (Петя):
(Открывает книгу и как будто пишет). «Прибыв из Страны Вечных Каникул, я нашел в вашем зоопарке очень много любопытного!»
Чтец (Петя): (Подходит к ребятам) Ну, как? Накатались? Может быть, хотите еще?
Чтец (Мальчик): Спасибо, не хотим! Но мы тобой восхищаемся! Здорово, что ты каникуляр!
Чтец ( Валерик): (Презрительно) А ты у нас, оказывается, турист? Иностранец?.. Из какой ты приехал страны?
Чтец (Петя): Он по-прежнему мною не водятся… Что же делать?
Сцена 9 (Петя)
Фото С Волшебником 1,38 — 1,40
Сцена 10 (Петя, Волшебник, Автор)
Чтец (Петя): Волшебник, у меня есть одно предложение! Пусть мной не восхищаются. И не хвалят меня… А вместо этого заколдуй только Валерика! Чтобы он уважал меня, и хвалил, и хотел со мною дружить, как прежде…
Чтец (Волшебник): О, как тяжело мне тебе отказывать! Но ты просишь невозможное.
Чтец (Петя): Ведь ты же волшебник высшей квалификации! И ты не можешь этого сделать? Почему же?!
Чтец (Волшебник): Может, когда-нибудь ты узнаешь об этом.
Чтец (Петя): Хорошо. Тогда ответь мне. Зачем ребятам так нужно было попасть в зоопарк?
Чтец (Волшебник): Пойми: каникуляру не полагается знать о том, что происходит в школе.
Чтец (Петя громко): Ты второй раз сегодня отказываешь каникуляру,
Чтец (Волшебник): О, не терзай мое сердце! Я ведь уже объяснял, что сказка имеет свои законы. И все-таки я отвечу тебе… В порядке исключения…
Чтец (Волшебник): Они готовятся ко дню открытия кружка юнукров!
(Уходит)
Чтец (Петя один): Юнукров?.. А, причем здесь зоопарк?
(Выходит Автор)
Чтец (Автор): С того самого момента к Пете и приклеилось прозвище «Петька-иностранец»!
Фото Обложка книги 1,40- 1,43
Сцена 11 (Петя)
Чтец (Петя): Юнукры? Может быть, это „юные украшатели“? Но что они украшают? Школьный двор? Или улицу? Ничего интересного! А может быть, „юные укрепители“? Но что они укрепляют? Дисциплину в школе? Тоже нашли занятие! А если ни то, ни другое? Кто мне объяснит? (Думает). Конечно, только Валерик: ведь он не подчиняется законам сказки. Он может, если захочет!
Сцена 12 (Петя и Валерик)
Чтец (Петя): Дай слово, что ответишь мне на один вопрос! Кто такие юнукры? Объясни! Ведь я же провел вас всех в зоопарк…
Чтец (Петя): Чтец (Валерик): Ну ладно… Смотри на меня внимательно: в оба глаза! Слушай меня внимательно: в оба уха! Это юные укротители! Сокращенно получается: юнукры. Понимаешь?
Чтец (Петя): Понимаю… И чем же вы будете заниматься? Ты интересовался в зоопарке кроликами, белыми мышами и ежами? Их ведь никто не дрессирует.
Чтец (Валерик): А мы попробуем! И кроликов, и ежей, и белых мышей… Но, главным образом, кошек!
Чтец (Петя): Почему?
Чтец (Валерик): Потому что многие хищники принадлежат к семейству кошачьих. Мы будем на кошках привыкать, тренироваться… Ты вообще-то, я надеюсь, знаешь, что отряд хищных делится на разные семейства.
А наша домашняя кошка, между прочим, произошла от дикой буланой кошки, потомки которой и сейчас живут в Африке.
(уходят)
Сцена 13 (Автор)
Чтец (Автор): Пете тоже хотелось тоже пощеголять такими умными фразами, но он не мог: мама спрятала все учебники в шкаф и заперла их на ключ.
Сцена 14 (Петя, Валерик, Девочка)
Чтец (Девочка): Мы будем устраивать в этот день представления, сеансы дрессировки и парады юнукров. Каждый юный укротитель будет вести на поводке или нести на руках свое подшефное животное.
Чтец (Петя): На этих парадах представители семейства кошачьих сожрут всех ваших белых мышей.
Чтец (Валерик): Мы установим мир и дружбу между животными! А ежи, кстати, тоже ловят мышей. И считаются очень полезными.
Чтец (Девочка): Так в учебнике написано!
Чтец (Петя): Я учебников не читаю. А что там написано про семейство собачьих?
Чтец (Девочка): Прости, но такого семейства не существует.
Чтец (Петя): Какая ужасная несправедливость! Семейство кошачьих есть, а собачьих – нету.
Чтец (Валерик): Зато есть семейство псовых! Мы даже решили дворняжек принимать для укрощения…
Чтец (Петя): А меня примете?
Чтец (Валерик): Куда? В кружок? Просто не сможем.
Чтец (Петя): Та-ак… Значит, дворняжки для вас подходят, а я нет?
Чтец (Девочка): Пойми: ты никак не можешь стать юнукром! У них должна быть воля! И потом… мы будем дрессировать на научной основе. А ты учебников не читаешь.
Чтец (Петя): Та-ак… Понятно. Значит, я вам сегодня открыл вход в зоопарк, а вы для меня вход закрываете… Что же делать?
Сцена 15
(Сказочник, Сказочница, Петя)
Чтец (Петя):
Выпишите меня, пожалуйста, из Страны Вечных Каникул!
Чтец (Сказочник):
А у нас в Стране Вечных каникул выписаться гораздо трудней, чем прописаться. Мы же все останемся без работы до следующих каникул! Мы должны тебя беречь и лелеять! Развлекая тебя, все мы трудились. Значит, никто из нас не был каникуляром. Ты понимаешь, нам придется закрыть Страну…
Чтец (Петя): Да-а… А вы закройте ее! Кому она нужна? А вы дедушка, вполне можете уйти на пенсию. Как дядя Рома…
Чтец (Петя): Молодым везде у нас дорога!
Чтец (Сказочница): А как поступить со Снегурочкой? Может быть, перевести ее на другую работу? До следующих зимних каникул… Куда-нибудь на Крайний Север. Или в Антарктиду!
Чтец (Мальчик): Зачем так далеко?
Чтец (Сказочница): Чтоб не растаяла… до следующих зимних каникул.
Сегодня у нас день закрытия! Закрывается Страна Вечных Каникул, закрывается ее столица – Докмераб, закрывается «Стол заказов»!
(Остаются)
Фото Алексин 1,43 – 1,46
Чтец (Выходит Автор):
Сказки кончаются благополучно. Сказки заканчиваются словами: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…» По случаю своего возвращения из Страны Вечных Каникул Петя тоже закатил пир, если не на весь мир, то по крайней мере на весь двор.
Ведуший:
Сколько прекрасных и запоминающихся произведений написано Анатолием Алексиным! «Коля пишет Оле», «Веселые истории», «Саша и Шура», «Мой брат играет на кларнете» и многие другие. Его книгами зачитываются и младшие школьники, и подростки, и взрослые.
Видеофильм по рисункам детей
«Как я представляю себе Страну Вечных Каникул?»
МетодРазработка:
Шарова Надежда Карловна, библиотекарь детского зала