Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев. Так думаем не только мы, так думали и современники мастера и ряд последовавших за ним поколений. Тем удивительнее скудость сведений о нем в средневековых литературных источниках. Поэтому и нам немного известно об этом живописце. Даже даты его рождения и смерти определяются не точно, а приблизительно.
Те современники художника, кому посчастливилось с ним близко соприкасаться, единодушны в своих характеристиках. Говорят, что он был человеком тихим и кротким, «всех превосходящ в мудрости зелне», «мужем в добродетели свершенном». Эти качества ума и сердца наложили отпечаток и на его искусство, глубокое, чистое, просветленное. А время, когда выпало жить Рублеву, время, озаренное отблесками славной победы на Куликовом поле, породившее поколение героев и мыслителей, определило несомненный интерес к человеческой личности или, точнее, к душевному миру человека.
Рублев как никто чувствовал красоту линии и силуэта, он сделал их достоянием искусства последующих поколений иконописцев. Другая особенность его манеры – необычайно мягкие красочные переходы. Подметив это, современники говорили, что Андрей «аки дымом пишет».
Редко выпадает художнику такая доля, как Рублеву, чтимому не только при жизни, но и долго еще после смерти. Лучшие произведения иконописи XV в. свидетельствуют о верности эстетическим идеалам мастера. А в XVI столетии иконописцам предписывалось брать за образец его работы.
Литература:
Корнилович, К. Окно в минувшее. — Л.: Искусство, 1968
«Троица» Андрея Рублева/ Сост.Г.И. Вздорнов.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1989
А. Рублев: Из собрания Государственной Третьяковской галереи/Автор-составитель Э.К. Гусева. — М.: Изобразительное искусство, 1990
Алпатов, М. Андрей Рублев: Альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1972
Плугин, В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы): Древнерусская живопись как исторический источник. — М.: Издательство Московского университета, 1974