В 2020 году исполняется 165 лет со времени публикации цикла «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого (1855).
«Севастопольские рассказы» – три самостоятельных произведения, объединенных общей темой – воссоздание картины героической обороны Севастополя в 1854-55 гг.: «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».
«Севастополь в декабре» – первый очерк цикла «Севастопольских рассказов» – создан по свежим впечатлениям, полученным в осажденном городе в ноябре-декабре 1854 г.
«Севастополь в мае» – второй очерк о Севастопольской обороне, создан за несколько дней (с 18 по 26 июня). Толстым, переведенным на 4-й бастион, использован уже имеющийся «проспектус маленькой статьи». В основе сюжета – реальные события в ночь с 10 на 11 мая в Севастополе. Отсюда заглавие рассказа. В рассказе прозвучала известная мысль-кредо Толстого: «Герой же моей повести …правда».
«Севастополь в августе 1855 года» – очерк о последнем штурме Севастополя 27 августа 1855 г. и отступлении русской армии. Толстой командовал пятью батарейными орудиями. Он писал этот третий «Севастопольский рассказ» на основании собственных впечатлений, рассказов очевидцев и рапортов, присланных ему со всех бастионов для составления им по поручению штаба артиллерии генерала Н. А. Крыжановского «Донесения о последней бомбардировке и взятии Севастополя союзными войсками». Этот день запомнился Толстому на всю жизнь: 28 августа – день его рождения. Толстой воспринял падение Севастополя как личную трагедию.
Еще в 1852 году Лев Николаевич подает прошение вступить в российскую армию, он участвует в военных действиях на Кавказе. Через два года, в 1854 году, он подает прошение вступить в крымскую армию, чтобы лично защищать Севастополь от англо-французской армии. Это период Крымской войны 1853-1856 годов.
“Севастопольские рассказы” создавались Толстым по свежим следам событий. В Севастополе Толстой оказался впервые в самом конце 1854 г., через несколько месяцев после начала осады города англо-французскими войсками. В марте 1855 г. часть, в которой служит Толстой, переводится в Севастополь, и Толстой оказывается на четвертом бастионе, на самом опасном месте в Севастополе. Он записывает в дневнике:
2 апреля – “Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до пяти тысяч, но держимся мы не только хорошо, но так, что защита эта должна очевидно доказать неприятелю (невозможность) когда бы то ни было взять Севастополь. Написал вечером две страницы «Севастополя»;
3-7 апреля – “Третьего дня ночевал на 4-м бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе.
Девочка – дочь матроски. Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы…”;
12 апреля – “4-й бастион. Писал “Севастополь днем и ночью” и, кажется, недурно и надеюсь кончить его завтра. Какой славный дух у матросов!..”;
13 апреля – “Тот же 4-й бастион, который мне начинает очень нравиться, я пишу довольно много. Нынче окончил “Севастополь днем и ночью” и немного написал “Юности”. Постоянная прелесть опасности, наблюдения над солдатами, с которыми живу, моряками и самым образом войны так приятны, что мне не хочется уходить отсюда, тем более что хотелось бы быть при штурме, ежели он будет…”.
Эти дневниковые записи Толстого – свидетельства весьма существенные и важные для понимания жизненной и художественной природы “Севастопольских рассказов”. Да и не только их одних. То, о чем пишет Толстой в своих военных рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам все переживший и по собственному опыту все знающий.