Мопассан родился 5 августа 1850 года в обедневшей дворянской семье. Из многочисленных подробностей биографии молодого писателя самой важной следует назвать его знакомство и дружбу с Флобером. В дом Флобера будущего писателя ввел хранитель городской библиотеки Руана поэт Луи Буйле, внушивший Мопассану страсть к поэзии и взявший на себя обязанности поэтического наставника. Мопассан на всю жизнь сохранил признательность к Луи Буйле и к Флоберу: «Два человека своими простыми и вдохновляющими поучениями дали мне эту силу вечно дерзать…»
Мопассан вошел в литературу в 1880 году книгой стихов и новеллой «Пышка». «Пышка» вывела Мопассана на орбиту большой французской литературы, что позволило ему впоследствии сравнить свой неожиданный успех с полетом метеора. В «Пышке» Мопассан раскрылся как самобытный писатель, со своим оригинальным видением мира, неповторимой манерой письма. В «Пышке» сфокусирован весь жизненный и творческий опыт тридцатилетнего Мопассана, и от нее, как от камня, брошенного в воду, кругами разбегутся темы, мотивы, образы его будущих рассказов. После «Пышки» Мопассан редко обращается к стихам. В течение десяти лет своей последующей жизни он создает свыше трехсот новелл, шесть романов, несколько пьес, большое количество статей, очерков. Производительность его труда необычайна и может поспорить с работоспособностью Бальзака и Золя. Свои рассказы Мопассан, как правило, публикует сначала в периодической прессе, а позднее объединяет в сборники. После смерти писателя его издатели выпустили несколько сборников рассказов и очерков, составленных из произведений, разбросанных в периодической печати.
Первый роман Мопассана – «Жизнь» — опубликован в 1883 году. За ним последовали «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан», «Сильна как смерть», «Наше сердце».
В середине 1881 года в издательстве Авара вышел первый сборник рассказов Мопассана – «Заведение Телье» с посвящением Тургеневу. Мопассан боготворил великого русского писателя, считал его одним из своих учителей наряду с Луи Буйле, Эмилем Золя и Гюставом Флобером. Свои письма к Тургеневу он начинал обращением «Дорогой учитель и друг». В 1880 году Мопассан опубликовал в газете «Голуа» очерк о Тургеневе – «Изобретатель слова «нигилизм». Мопассан уходил из жизни, не осуществив многих своих замыслов, и среди них замыслы новых романов – «Чужеземная душа» и «Анжелюс». Творчество Мопассана со всеми его взлетами и падениями, с неизбежными противоречиями поражает нас своим богатством. Он оказался достойным продолжателем своих учителей, писателей — реалистов, смелым новатором, сказавшим новое слово в мировой реалистической литературе.
Литература:
- Пузиков, А.И. Портреты французских писателей; Жизнь Золя.-2-е изд, перераб. и доп.-М.: Художественная литература,1981.-576с.
- Данилин, Ю. Жизнь и творчество Мопассана-2-е изд., доп.-М.: Художественная литература,1968.-255с.