Живописные шедевры Архипа Ивановича Куинджи
180 лет назад, в Мариуполе, в семье сапожника-грека, но рано лишился родителей и был предоставлен сам себе, родился Архип Иванович Куинджи. Фамилия Куинджи имеет турецкое происхождение, поэтому неизвестно, насколько Куинджи грек, однако очевидно, что Куинджи – один из самых загадочных русских художников.
Свой талант он, казалось, получил от Бога. Он никогда нигде не учился рисовать и вообще не блистал образованием, с трудом выводил буквы, даже собственная подпись выглядела по-детски неуклюжей. Зато с ранних лет он рисовал, на чем придется. Материалом служили и стены, и заборы, и обрывки бумаги. В юности работал ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
Первая же настоящая картина «Татарская сакля в Крыму» приносит ему успех, и он становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. Каждая новая картина Куинджи становится открытием.
За картину «Снег» Куинджи получает бронзовую медаль выставки в Лондоне. Он принимал он участие и в выставках передвижников.
Картина «Украинская ночь» стала переломной в творчестве художника. Его необыкновенно увлекают световые эффекты, и он ищет способ передать на картине эффект свечения. Любой, кто видел его картины, подтвердит, что они будто по-настоящему светятся.
Это умение передать впечатление от света, а вместе с ним и настроение, атмосферу делают Куинджи первым самобытным русским импрессионистом.
Куинджи преподавал в петербургской Академии художеств (где с 1892 года — профессор), откуда был уволен за поддержку студенческих революционных кружков. Среди его учеников — Л.А. Рылов, Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский и другие.
На пике своей популярности, Куинджи внезапно перестает выставлять свои картины, кроме того, он их вообще никому не показывает. Чем объясняется такое поведение неизвестно. Как неизвестно и откуда у Куинджи взялись богатства, пожертвованные им Академии художеств для выплаты премий. Он выступил инициатором создания Общества художников (позже — Общество имени А.И. Куинджи).