16 февраля 2021 года исполняется 190 лет со дня рождения писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895).
Так сложилось, что Николаю Семеновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе русской литературы второй половины XIX века. Нелюбимый, затравленный, неоцененный и непризнанный современниками, он прошел большой, сложный, временами мучительный жизненный и литературный путь.
Своеобразный, замкнутый в себе художник оказался не нужен своему времени. Однако свет звезды Лескова достиг нового столетия и сполна пролился на прозу двадцатого века. Среди тех, кто испытал его – Ф. Сологуб, А. Ремизов, Е. Замятин, Б. Зайцев, И. Бабель, И. Шмелев. Причем новая литература откликнулась именно на то, что не приняла в Лескове современная ему эпоха.
Лесков прежде всего завораживал своим причудливым языком, который при жизни писателя считался «вычурным». В любом вопросе его по преимуществу волновала сторона нравственная. Поэтому Лесков больше верил в «хороших людей», нежели в «хорошие порядки». Он входил в литературу вне каких-либо движений, течений. И уже отсюда проистекает его «беспощадная распря с современным ему обществом». Он исповедовал только то, что должно было остаться в будущем – праведную Россию. И даже оказавшись выпавшим из своего времени, невыносимо одиноким, Лесков продолжал одержимо следовать своей вере, придерживаться её.
Негативные отклики получил первый объемный труд «Некуда», направленный против деятельности революционеров и нигилистов. И это несмотря на то, что тираж разошелся с прилавков за три месяца, а последние экземпляры распродавались втридорога. Противники творчества Лескова полагали, что роман стал заказом политической полиции.
«Найдется ли теперь в России – кроме «Русского вестника» – хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией?..»
Лесков, печатавшийся под псевдонимом Стебницкий, долго не мог отмыться от клейма «доносчика». Но чужое мнение не помешало писателю и дальше высмеивать нигилистов, как в другом своем романе «На ножах». Без повышенного внимания со стороны не обходилось ни одно сочинение Лескова. Даже повесть «Левша» о тульском мастере, подковавшем блоху, подверглась нападкам.
Особое место в творчестве раннего Лескова отводилось религии. Целая книжная серия была посвящена праведникам христианства, за что Лескова почитали священнослужители Русской Церкви. Один из них преподнес ко дню рождения Лескова Псалтирь с формулировкой:
«Творцу «Соборян», воспевшему тяжелый быт русского духовенства…»
На знаменитом серовском портрете Лесков изображен старым, изможденным болезнью человеком. Однако и на этом портретном изображении продолжает жить неукротимый лесковский дух.
К юбилею писателя на абонементе организована книжно-иллюстративная выставка.
Источники:
Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. — М.: ТИД «Русское слово»-«РС», 2003.-96 с.
https://semyaivera.ru/2021/02/16/16-fevralya-v-istorii-nikolay-leskov/