Home » Новости » Соперник Бога. 165 лет со дня рождения Михаила Врубеля

Соперник Бога. 165 лет со дня рождения Михаила Врубеля

Врубель являлся противоречивым и парадоксальным художником. Легкомысленное богемное существование сочеталось с серьезным отношением к ремеслу и глубиной разрабатываемых тем. Врубель был широко образованным человеком, начитанным, знавшим несколько языков и знакомым с классическим искусством. 

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Родным городом художника был Омск, в котором сейчас располагается музей изобразительных искусств его имени. Способность к рисованию у мальчика проявилась рано. Будучи в Петербурге в 1864 году, отец-офицер водил сына в рисовальные классы Общества поощрения художеств, затем продолжает учебу в рисовальных школах Саратова, Одессы, Петербурга, избирая для себя в качестве образца для подражания не классические произведения, а журнальную гравюру. Это явилось корнем его увлечения иллюстрирования популярных произведений литературы, среди которых были «Анна Каренина», «Демон». Эти работы определили набор формальных приемов, используемых на протяжении всего творчества, куда входит внимание к деталям, орнаментам, изломанным формам.

В 1880 году он поступает в петербургскую Академию художеств и попадает в класс профессора Павла Чистякова, педагога целой плеяды выдающихся русских художников — Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова и Виктора Васнецова.

С 1889 года Михаил Врубель обосновывается в Москве, где он сближается с меценатом Саввой Мамонтовым. Через год он начинает работать в его имении Абрамцево, обращаясь к оформлению интерьеров усадеб московских буржуа и изготовлению декоративной керамики.

1896 год был насыщен яркими моментами в жизни художника. Летом в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, для оформления пустовавших тимпанов под крышей художественного павильона которой Мамонтов привлек своего любимчика Врубеля. Художник создал два панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», которые были отвергнуты и названы «нехудожественными».

«Нехудожественные» полотна М. Врубеля

«…Художники Академии и другие взбесились, как черти. Приехало специальное жюри из Академии, смотрели панно и картоны, которые вызвали ожесточённую ругань, ненависть и что-то звериное в жюри…», — вспоминает К. Коровин.

После этого Савва Иванович арендовал участок у входа, где был сооружен павильон для экспонирования панно Врубеля, а также его скульптур и восьми картин. Кроме того, параллельно с выставкой шли гастроли частной оперы Мамонтова в городском театре, где показывался спектакль «Гензель и Гретель » с декорациями Врубеля. Получилось, что в Нижнем Новгороде были показаны все грани творчества художника. Так выставочный дебют Врубеля стал его бенефисом. В этом же году художник женится на Надежде Ивановне Забеле, талантливой певице.

На протяжении всей жизни Михаил Врубель обращается к теме демона. Впервые о своем замысле он говорит Валентину Серову в 1885 году. В это время у него рождается идея демонологической серии. Первой картиной, открывающей демоническую триаду, был «Демон сидящий», созданный в 1890 году. Это символическое неоднозначное произведение. Облик демона противоречив как сам художник: его одухотворенное лицо контрастирует с мощным грубым телом, стремящимся выйти за рамки произведения, как художник стремился выйти за рамки привычных форм творчества.

На исходе XIX века Михаил Врубель обращается к фольклорным сюжетам, так появляются картины «Пан», «Богатырь», «Царевна Лебедь», которая была любимой картиной Александра Блока.

Летом 1898 года художник находился на Украине, где получили первое проявление симптом будущей болезни, из-за которых он делался раздражительным.

В 1901 году в семье Врубелей рождается сын Савва, что кардинально изменяет их жизнь. Михаил Александрович работает как одержимый, редко позволяя себе отдых, эти обстоятельства явились началом депрессии художника. Она получила выражение в нервной работе над «Демоном поверженным», когда чувствуя постоянное неудовлетворение, он многократно переписывал ее, что сообщало работе преувеличенную декоративность.

В 1902 году наблюдаются признаки расстройства психики художника, которое усугубляется смертью сына в 1903 году. К этому несчастью прибавляется прогрессирующее ухудшение зрения. Нездоровое состояние Врубеля привлекает внимание общественности, в результате чего появляются разнохарактерные статьи, в одних он нарекается декадентом, а в других получает оценку, как истинно поэтичный художник.

Единственная работа Врубеля, попавшая в собрание Третьякова при жизни знаменитого коллекцио­нера, оказалась там случайно. Акварельный эскиз «Хождение по водам» был спасён другом Врубеля, художником Константином Коровиным. Автор намеревался его изрезать и выбросить. Коровин выкупил эскиз и почти насильно навязал его Третьякову. Сейчас Третьяковка обладает самым крупным собранием работ художника.

Выразительным является поздний автопортрет Врубеля 1904 года, на котором он с гордой отстраненностью смотрит на нас, сомкнув уста в молчании. Художник предстает хранителем тайн, которыми были проникнуты его жизнь и творчество. С 1906 по 1910 год он постоянно находился в лечебнице доктора Бари, скончавшись 14 апреля 1910 года.

Автопортрет с жемчужной раковиной, М. А. Врубель, 1905

Гений Врубеля проявился во всех областях художественной деятельности: театре, живописи, рисунке, архитектуре и скульптуре. Врубель глубоко индивидуален, понять его творчество не совсем легко. Его трагически не понимали при жизни, так и не все понимают его сейчас. Бросить вызов природе и её Творцу. Самому стать творцом вровень с Богом – вот что вызывало раздражение окружающих. А страх вызывало то, что у Врубеля это… получалось. 

Источники: https://vk.com/kstolica?w=wall-27461782_135129; https://aif.ru/culture/person/sopernik_boga_raboty_vrubelya_vyzyvali_razdrazhenie_strah_i_nenavist

Афиша

День матери:
26.11.2021. «Родные руки берегут домашний, ласковый уют»- библиотечные посиделки. Макаровская сельская библиотека.
27.11.2021. «Нет на свете праздника важней,
чем прекрасный праздник матерей!»-библиотечные посиделки. Ботовская сельская библиотека.
30.11.2021. «С любовью к маме»-книжно-иллюстративная выставка, беседа. Абонемент.

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
Четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив

Яндекс.Метрика