20 марта 1828 года родился норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы», поэт и публицист ГЕНРИК ИБСЕН.
«Новая драма» — это течение в драматургии, возникшее на рубеже 19-20 веков. Представлено оно было прежде всего такими именами, как Август Стринберг, Бернард Шоу, Антон Чехов, Морис Метерлинк, а первопроходцем и вдохновителем его был несомненно Генрик Ибсен.
В «новой драме» речь главным образом о мастерстве формы. Сто лет назад в ходу еще не было термина «аналитическая композиция», но оценили норвежского драматурга, особенно на театре, русском и мировом, за исключительное композиционное совершенство. По поздним пьесам Ибсена можно изучать логику: первое действие задает ложный (или фоновый) повод для интриги, второе открывает истинные мотивы действующих лиц, и с этой минуты все оказывается не тем, чем показалось зрителю сначала. Прибавим к этой античной строгости формы современную проблематику, и у нас не останется сомнений, почему именно Ибсен для молодого Станиславского и Блока оказался первейшим выразителем духа своего времени.
Пьесы Ибсена почти всегда говорят о трещине в традиционной семье, о наследственных болезнях, о внебрачных детях с их фобиями, о пресловутом женском вопросе, и даже такой прозе жизни, как деловые бумаги, добыча полезных ископаемых и устройство фотографической техники, у писателя находится место. На «женский вопрос» как главную тему трагедии о Норе («Кукольный дом») нападал уже А. Блок: «Пятьдесят Нор выходят из себя, чтобы острее, больнее, талантливее изобразить в лицах проклятый женский вопрос»,— язвил поэт. О чем же тогда Ибсен, если вещи столь злободневные, буквально взятые из газет, не его главная тема?
С именем Ибсена не связано никаких шумных скандалов. Четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Работал аптекарем. Был счастлив в браке. Его сын Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен — режиссером.
Генрик Ибсен был очень молчаливым человеком. Отказываясь из-за этого от частых приглашений на званые обеды, он говорил: «Я в гостях почти не разговариваю. Остальные гости, глядя на меня, тоже умолкают. Хозяева становятся раздражительными. Зачем мне это? Когда же я не прихожу в гости, общество имеет замечательную тему для разговоров».
«В прежнее время Ибсен был бы пророком, и это чистая случайность, что он писатель», — писал молодой К.И. Чуковский в 1908 году. По меркам того времени смелое заявление: сто лет назад Ибсеном в России не просто зачитывались, вокруг его имени сложился даже своего рода культ, миф русского Ибсена.
Потому что все его пьесы с 1860-х и до начала нового столетия о том, что мир — и большой мир в газетах и за окном, и маленький мир квартиры или усадьбы — внезапно перестал быть тем, чем кажется. Все, что мы знали о нем до того, как занавес раздвинулся, — та самая ложная предпосылка, на отрицании которой держится ибсеновская интрига. Закон, традиции, общественное мнение, мораль, а вместе с ними и положительный герой, и четко прописанные оценки у Ибсена, нет, не рушатся, но испытываются на прочность. Это испытание и составляет главное содержание его пьес. Так соответствующее российской действительности.
Источники: Рыбакова, Елена Генрик Ибсен: Умение любить и прощать: Текст [электронный ресурс] / Елена Рыбакова // Фома: электронный журнал, 2000-2021. — Точка доступа: https://foma.ru/umenie-lyubit-i-proshhat.html. — (дата обращения: 19.03.21); Соловьева, Инна Урок Ибсена: Текст [электронный ресурс] / Инна Соловьева // Третьяковская галерея: электронный журнал, 2003-2021. — Точка доступа: https://www.tg-m.ru/articles/norvegiya-rossiya-na-perekrestkakh-kultur/urok-ibsena. — (дата обращения: 19.03.21)