Home » Контакты » Стромынский тракт: расположение, история возникновения

Стромынский тракт: расположение, история возникновения

Стромынский тракт: расположение, история возникновения, специфические особенности, фото

Мало кто задумывается, почему современные дороги зачастую идут не по наиболее короткому маршруту, сильно петляют и имеют множество изгибов. Ведь в наше время существует множество технических средств, позволяющих быстро делать просеки в лесах, мосты, туннели в горах. А дело все в том, что многие дороги в России просто проложены на месте старых, накатанных еще в древности.

Старинный Стромынский тракт. Сейчас Институтский проспект в Черноголовке

К этой категории трасс относится, к примеру, и московское Щелковское шоссе — бывший Стромынский тракт.

Появилась эта дорога на Руси в глубокой древности — еще до того, когда была построена Москва. В любом случае упоминания о ней имеются в летописях до 1147 г.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Стромынь

Проложен Стромынский тракт изначально был до Суздаля. Проходила дорога через Москву, Измайлово, Щитниково, Ледово, Медвежьи озера, Анискино, Фомино (ныне Черноголовка), Стромынь, Киржач. Оканчивалась же она во Владимире и Юрьеве-Польском.

Владимир Мономах

Кто и когда проложил эту дорогу, историки, не знают. Зато доподлинно известно, что по этому тракту когда-то ездил сам Владимир Мономах. Об этом имеется упоминание, к примеру, в написанном им «Поучении».

«Кровеносная жила»

Стромынский тракт

Что же представлял собой когда-то Стромынский тракт? История дороги берет свое начало с давних времен. И вплоть до XIX в. она была одним из самых оживленных транспортных путей в стране.

Свое название тракт получил в честь Стромынского монастыря. Ездили в древние времена по этой дороге в основном купцы, перевозившие самые разные товары. Также на тракте работали ямщики. Путешествовали по нему и иностранные гости.

В те далекие времена эта дорога стала настоящей «кровеносной жилой» негостеприимных лесистых, болотистых краев. Со временем вдоль нее, конечно же, было построено множество деревень. Возводилась недвижимость на Стромынском тракте в Черноголовке (Фомино), Анискино, Ледово, Киржаче и других городах и селах. Проживавшее здесь население занималось в основном гончарным делом и ткачеством. Готовые льняные полотна и глиняную посуду жидели деревень выносили к дороге и продавали проезжающим.

Ткацкий стан

С наступлением индустриальной эпохи жизнь деревень Стромынского тракта изменилась. Поселившиеся здесь купцы научили местных жителей изготавливать дорогие ткани — шелковый бархат, полумех и плюш. Позднее предприимчивые люди построили вдоль дороги усадьбы и открыли фабрики. Ткачество на дому с этих пор начало уходить в прошлое. Местные мастера стали наемными рабочими. Получали в те времена ткачи около 25 руб. в месяц (при стоимости коровы в 5 руб.) и производили примерно 1 аршин материала в день. Одной из интересных особенностей является то, что рабочие фабрик имели возможность уходить в отпуск летом на три месяца — для того, чтобы вырастить овощи на огороде.

Конечно же, в это время активно развивалась и разного рода инфраструктура вдоль тракта. В населенных пунктах открывались больницы, школы, строились храмы. Производимый же на местных фабриках бархат экспортировался, в том числе и в Европу и завоевал множество наград.

 Что перевозили по дороге

Старинный тракт. Гравюра Ф. Дюрфельда

Считается, что в давние времена Стромынский тракт был в первую очередь именно торговым путем. Перевозились по нему, как считают историки, в основном две группы товаров:

  • местные;
  • дальние.

В первом случае, помимо тканей и гончарных изделий, это были овощи и фрукты, деготь, уголь, дрова, мед, рыба, валенки, разного рода крестьянский инвентарь, зерно, овчина и пр. К дальним товарам относились пушнина, камни-самоцветы, уральский металл, казанские мыло и сафьян, сибирское золото, медвежатина (зимой), китайский шелк-сырец, изделия из кости. Обозы дальних купцов зачастую могли состоять из сотен повозок.

Время заката

Долгое время, таким образом, эта дорога была важнейшей магистралью страны. Однако в начале XIX в. на Стромынском тракте произошел спад транспортного напряжения. Тогда в России начало активно развиваться пароходное движение. Также в начале эпохи индустриализации в стране было проложено множество новых шоссейных, а позднее и железных дорог. Помимо всего прочего, было построено и более прямое, в сравнении со Стромынским, Московско-Нижегородское (Владимирское) шоссе. В результате дорога, а вместе с ней и расположенные вдоль нее населенные пункты, пришли в экономический упадок.

В конечном итоге Стромынский тракт, история которого началась в XII в., превратился в обычный большак, имеющий практически только местное значение. Товары по этой дороге все еще перевозились. Но их было уже намного меньше, чем в былые времена.

Современная дорога

Сохранился этот древний тракт, как уже упоминалось, частью и в наши дни. В Москве — это улица Стромынка и Щелковское шоссе. Продолжается Стромынский тракт и в Черноголовке.

Институтский проспект в Черноголовке плавно переходит в проспект Семенова

Здесь это две транспортные ветки — Институтский проспект и проспект Семенова. Также частью этой старой дороги являются некоторые участки трассы Черноголовка — Киржач — Кольчугино — Бавлены — Юрьев-Польский.

Помимо этого, бывший тракт — это некоторые улицы в таких населенных пунктах, как:

  • Стромынь.
  • Черново.
  • Филипповское.
  • Дворищи.
  • Аленино.
  • Бережки.

В Суздале проходит улица Стромынка, также являющаяся бывшим трактом.

Самый оживленный участок древнего Стромынского тракта — Щелковское шоссе — является на настоящий момент самой короткой лучевой дорогой в Москве. После МКАД же городские кварталы вдоль него построены на целых 20 км. Относятся эти районы к Москве и, к примеру, в этой части бывшего Стромынского тракта квартиры стоят столько же, сколько и в столице. До 1960 г. Щелковское шоссе так и называлось — Стромынским.

Достопримечательности

Построен Стромынский тракт был в древние времена. И конечно же, вдоль этой дороги сохранилось множество самых интересных достопримечательностей. К примеру, достойными внимания туристов и исследователей на этом пути являются:

  • Медвежье озеро.
  • Покровский храм.
  • Троицкий собор.

Конечно же, вдоль этого старого тракта сохранились и другие, не менее интересные достопримечательности. Однако эти три расположены, ближе всего к Москве и осмотреть их желающим не составит никакого труда.

Медвежье озеро

Медвежье озеро

Этот древний водоем находится рядом с одноименной деревней в Щелковском районе МО по пути следования трассы. Когда-то этими землями владел приближенный Петра I Александр Меньшиков. Об этом озере существует, в том числе и старинная легенда, согласно которой, в его глубинах живет огромный таинственный змей. Это озеро может быть очень интересным, в том числе и для рыбаков. Посидеть здесь с удочкой можно за небольшую плату. Рыба же на озере, судя по отзывам, ловится очень даже неплохо.

Покровский храм

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пехра-Покровском

Эта достопримечательность располагается рядом с Щелковским шоссе примерно в 10 км от МКАД. Когда-то здесь находилось имение Пехра-Покровское, также принадлежавшее Александру Меньшикову. В этом месте приближенный Петра I, помимо всего прочего, построил дворцово-парковый ансамбль, названный в честь сына царя Алексеевским дворцом. После смерти Петра I Меньшиков, как известно, впал в немилость и был сослан в Тобольскую губернию, где впоследствии и скончался.

Без хозяина имение и дворцовый комплекс быстро пришли в упадок. Через некоторое время у местного отца-настоятеля родилась идея переделать деревенский Покровский деревянный храм XV века в каменный. При этом материал было решено взять из Алексеевского дворца.

После революции этот храм был закрыт, а священники репрессированы. Однако в 90-е годы эта церковь, как и многие другие, снова была передана верующим. Сегодня посетить ее может любой желающий.

Троицкий собор

Эта достопримечательность находится в городе Щелково на Пролетарском проспекте. Особенностью Троицкого собора является в первую очередь необычная готическая архитектура. Эта церковь — уникальный архитектурный объект Подмосковья, построенный когда-то силами местных жителей. Землю под этот храм пожертвовал в 1909 г. купец А. И. Синицын. Проект же его разработал московский архитектор С. Гончаров, внучатый племянник жены Пушкина, Натальи Гончаровой.

Очень долгое время Священный Синод не решался утвердить необычный проект православного храма. Чертежи несколько раз переделывались, но в конечном итоге церковь была построена. В 1912 г. жители Щелкова направили ходатайство императору Николаю II о названии храма в честь его сына царевича Алексея и получили разрешение.

Освящена эта церковь была в 1916 г. В 1929 г. ее закрыли. В годы ВОВ в храме действовало литейное производство. В 1980 г. церковь решили снести. Однако этому помешала Олимпиада. Власти не захотели портить внешний вид подмосковного Щелково перед приездом иностранных гостей. В 90-е годы в храме вновь начали совершаться молебны.

Интересные факты

К. Стоилов. Сопровождение почтового обоза

Долгое время в древности по Стромынскому тракту ездили не только купцы и ямщики. Промышляли в этих лесистых краях, конечно же, и разбойники. Награбленное добро лихие люди зачастую закапывали прямо возле дороги. В последующие годы при строительстве домов в деревнях и городах вдоль этого тракта неоднократно находили клады. В наши дни эти места, конечно же, также привлекают любителей старинных находок с металлоискателями. Здесь, судя по отзывам людей с таким хобби, можно найти как советские раритеты, так и царские.

В древности Стромынский тракт в районе Киржачского монастыря раздваивался. Одна его часть продолжалась непосредственно до Юрьева, а вторая — также до Юрьева, но через Александрову Слободу. Были у этой дороги и другие многочисленные ответвления.

Сегодня в этих местах проходят еле заметные проселочные лесные дороги, очень похожие на старинные, обложенные по краям камнем. Многие исследователи считают, что это и есть старые ответвления Стромынского тракта, сохранившиеся до наших дней.

Стромынский тракт: расположение, история возникновения, специфические особенности, фото: Текст [электронный ресурс] // Сайт: AG. – Точка доступа: https://autogear.ru/article/425/551/stromyinskiy-trakt-raspolojenie-istoriya-vozniknoveniya-osobennosti-foto/. – (Дата обращения: 11.05.21)

Отрывки из истории Стромынского тракта и позже построенной Владимирки

Первым в истории Северного Измайлова было не поселение, а прямоезжая Стромынская дорога, ныне Щелковское шоссе. Проложена она более тысячи лет назад переселенцами с востока на запад в те времена, когда Москвы еще не было, а была необходимость связать «залесские» владимиро-суздальские земли с западными, смоленскими и брянскими. Этой дорогой в своих «разъездах» из Смоленска и Киева во Владимир и Ростов пользовался еще Владимир Мономах, упоминавший об этом в написанном им в 1017 г. «Поучении».
В своем сложившемся виде дорога соединила укрепленный старинный город Суздаль с более молодой Москвой.
Сын Мономаха, Юрий Долгорукий, уже не только пользовался этой дорогой, но и способствовал переселению в эти края славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Расчет его заключался в том, чтобы заселить безлюдные места, расширить дорогу, построить укрепленные поселения.
В ХII-ХIII веках дорога стала оживленной; после нашествия хана Батыя в 1238 году по этой дороге свозились в Орду богатства Руси. Стромынской дорога стала называться после 1380 года, когда по благословению Преподобного Сергия Радонежского Дмитрий Донской основал монастырь в селе Стромынь. Село существует и сегодня между Москвой и городом Киржач. В XV-XVI веках был построен прямой путь во Владимир, названный Большой Владимирской дорогой, и Стромынка стала постепенно запустевать.
Кроме того, через Киржач по Стромынской дороге пролегал большой тракт: днем и ночью тянулись к Москве и обратно обозы с товарами, проезжали торговцы и ремесленники, имевшие обыкновение останавливаться в городе на ночлег. Да и сам город славился монастырскими плотниками, кузнецами, портными, сапожниками и рыбаками. Учреждены были и 5 ярмарок при Киржачском монастыре. А по грамоте Царя и Великого князя Алексея Михайловича, в 1668 году разрешено было сборы от них направлять на пользу монастыря. Все это и придало ему значение большой обители, и стали около него селиться нужные деловые люди. Внимание и благоговейное усердие многих русских бояр было обращено к Благовещенскому Киржачскому монастырю.
История помнит и то, как принимал от киржачских граждан хлеб-соль на серебряном, позолоченном блюде с вензелем «АI» посредине в 1823 году император Александр I.
В г. Александрове дом № 11, по улице Стрелецкая Набережная, известен в городе как «Зубовский дом». Из истории известен интереснейший факт: в 1823 году этот дом посетили император Александр I вместе с государственным деятелем, всесильным временщиком графом А.А. Аракчеевым. Они остановились здесь по пути из Переславля-Залесского в Москву. Первоначально император и А.А. Аракчеев намечали поездку в Троице-Сергиеву Лавру, где их ждал митрополит Филарет. Но задержались в Александрове на 4 часа. Их они провели в окружении городских властей и купечества. Остается только догадываться, отчего высочайшие гости поменяли планы и не поехали в Лавру. Они отправились в Москву через Киржач — по дороге с красивым названием Киржачский тракт. Остается добавить, что и сейчас в этих домах живут александровцы. Может, среди них есть потомки прежних владельцев?
В сентябре 1995 года исполнилось 600 лет с момента первого упоминания Владимирки в летописях.
Сначала понятие «Владимирка» подразумевало название дороги между Москвой и г. Владимиром, затем оно расширилось до Нижнего Новгорода, а впоследствии — до Восточной Сибири.
Как известно, суздальский князь Юрий Долгорукий основал Москву в первой половине XII века. Чтобы добраться сухопутным путем из столицы княжества — Суздаля — до пограничной крепости — Москвы, — надо было ехать до Юрьев-Польского, далее на Переславль-Залесский и затем до места назначения. Постепенно этот слишком далекий путь спрямлялся, и от Юрьева-Польского он стал идти в направлении современного г. Киржач, затем на Москву. Эта дорога именовалась Стромынским трактом или Стромынкой. Такое название она получила от имени находящегося в 40 верстах от Москвы с. Стромынь на территории нынешнего Ногинского района Московской области. До сих пор в городах Москве и Суздале улицы, по которым проходила эта дорога, именуются Стромынкой.
Из Владимира в Москву ездили через Юрьев-Польской. Превращение князем Андреем Боголюбским во второй половине XII в. Владимира в столицу всей Руси, с одной стороны, и постепенное возвышение Москвы, с другой, способствовали поискам более короткой дороги между этими городами. Этот путь и стал называться впоследствии Владимирским трактом или Владимиркой.

Отрывки из истории Стромынского тракта и позже построенной Владимирки: Текст [электронный ресурс] // Наше Ополье Союз краеведов Ополья, 2013, — Точка доступа: http://nasheopolie.ru/forum/index.php?/topic/44-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82/page__st__80__p__7354&. — (Дата обращения: 17.05.21)


Афиша

17.04.2024. Встреча с представителем ЖКХ. МУ «ГЧМБ». 16:00

19.04.2024. Всемирный день Земли: «Тайны необъятной Планеты»-экологическое путешествие по Красной книге. Макаровская сельская библиотека

20.04.2024. Тотальный диктант-2024. МУ «ГЧМБ». 14:00

20.04.2024. Библионочь-2024. МУ «ГЧМБ». 18:00-20:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Яндекс.Метрика