9 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев, классик русской литературы второй половины XIX века. Энциклопедическая образованность, уникальное соединение писательского призвания (прозаика, драматурга и поэта), талант критика и мемуариста, общительность, обаяние, красота, доброта характеризуют Тургенева. А ещё Иван Сергеевич был очень разносторонним, увлекающимся человеком.
И. С. Тургенев был в своё время одним из самых знаменитых в России охотников. Любовь к охоте будущему писателю привил его дядя Николай Тургенев, занимавшийся воспитанием мальчика во время его летних каникул в Спасском. Даже мать Ивана, ранее смотревшая на охотников как на бездельников, прониклась увлечением сына. В 1839 году она, описывая трагические последствия пожара, произошедшего в их имении Спасском, не забывает сообщить: «ружье твое цело, а собака очумела».
С годами увлечение переросло в страсть. Бывало, что он целыми сезонами не выпускал из рук ружья. В дневнике он отмечает: «Люблю охоту за свободу, за восход и закат солнца, за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство, которое стоит выше всего и зависит только от меня». Связь человека с природой превращает тургеневские описания в изящную рамку, в которую вставлены все рассказы, объединенные общим названием «Записки охотника». Особенную прелесть всем этим описаниям придают простота и безыскусственность, в высшей степени присущие таланту автора.
Вторым увлечением были шахматы. Писатель еще с детства пристрастился к шахматной игре и выказывал в ней заметные успехи, особенно с тех пор, как изучил теорию.
Одним из партнеров Тургенева по игре в шахматы был писатель Лев Толстой. В первый же день их знакомства в ноябре 1855 года они провели несколько часов за шахматной доской. Позже Толстой писал своей сестре Марии Николаевне о проигранных Тургеневу партиях: «Играли в шахматы. Он выиграл две, я одну, но я был не в духе».
В дальнейшем, где бы ни жил писатель — в Петербурге, в Париже, Баден-Бадене — шахматы он не оставлял. Шахматы стимулировали его творческий процесс. С неослабевающим воодушевлением и энергией отдавался на досуге Тургенев этому своему любимому занятию – с юности и почти до последних дней. Современники с полным основанием полагали, что если бы Тургенев не прославился на литературном поприще, то не менее преуспел бы как шахматист.
До последних дней не забывал Тургенев о шахматах. И в его письмах, и в его художественных произведениях в той или иной связи порою речь шла об этой игре. Например, в повести «Несчастная» писатель изображает пылкое объяснение в любви героев повести Сусанны и Мишеля во время шахматной партии.
«Музыку я люблю, люблю ее весьма давно, смею думать – знаю», — говорил Иван Сергеевич. Дыханием музыки овеяно чуть ли не всё творчество писателя – от его юношеской лирики до самых поздних элегических «Стихотворений в прозе». И. С. Тургенев был подлинным знатоком русского фольклора, оказавшего свое влияние еще на раннее творчество писателя. Он вдохновенно воспел песенный дар русского народа в своих бессмертных «Записках охотника», особенно в рассказе «Певцы». Некоторые стихи И.С. Тургенева положены на музыку.
Иван Сергеевич был большой эстет. С 1870-х годов, по его собственным словам, он заболел «картиноманией» – участвовал в аукционах, покупал картины и стал неплохо разбираться в живописи.
Театр привлекал Тургенева с детства — и как зрителя, и как участника домашних спектаклей, и как автора. Будучи студентом Петербургского университета, он присутствовал в Александринском театре на первом представлении комедии Гоголя «Ревизор». В 1840-е годы, выступая иногда в журналах как критик, а в начале 50-х годов Тургенев интенсивно и с увлечением работал в жанре драматургии, создавая «Безденежье», «Где тонко там и рвется», «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне».
Любовь к шаржам. Это увлечение началось с его детских рисунков, которые он оставлял на форзацах книг – читая, он как бы попутно иллюстрировал текст. Его письма и рукописи также сопровождались короткими зарисовками. Профессиональные художники отмечали талант Тургенева-рисовальщика, делавшего мастерские наброски на полях своих рукописей.
Тургенев был тонким знатоком поваренного искусства, что также нашло отражение на страницах его произведений. Вспомним отрывок из романа «Новь»: «Субочевы обедали ровно в двенадцать часов и ели все старинные кушанья: сырники, пигусы, солянки, рассольники, саламаты, кокурки, кисели, взвары, верченую курятину с шафраном, оладьи с медом». Современный читатель вряд ли знает, что пигус – это кислая похлебка с огурцами, кокурки – печенье на рассоле, а саламата – густой мучной кисель из прожаренной муки, запаренной кипятком и распаренной в печи.
Писатель слыл знатоком французских ресторанов. Обедал чаще всего в ресторане «Le Grand Vefour» — любил зернистую икру, понимал толк в хорошем вине. Отдавая должное французским кулинарным изыскам, Иван Сергеевич тосковал по простой русской кухне. Приезжая домой, наслаждался русскими блюдами – лапшой с куриными потрошками, разварной стерлядью, холодной ботвиньей.
Жизненные интересы писателя не ограничивались только литературной деятельностью. И.С. Тургенев был разносторонней личностью, и в своих увлечениях доходил до профессионализма.
Источники: Юрченко, О.А. Увлечения Тургенева: Текст [электронный ресурс] / О.А. Юрченко // Библиотечно-информационный центр имени И.С. Тургенева: сайт, 2020. — Режим доступа: http://bicturgeneva.blogs.donlib.ru/uvlechenija-turgeneva/?doing_wp_cron=1616823966.7622690200805664062500. — (дата обращения: 8.11.21);
Кулинарные пристрастия гениев: Тургенев: Текст [электронный ресурс] // Artотека: сайт, 2018. — Режим доступа: http://www.art-eda.info/kulinarnye-pristrastiya-geniev-turgenev.html. — (дата обращения: 8.11 21 )