Фраза «на детях гениев природа отдыхает» никоим образом не подходила для Николая Пименова, который стал продолжателем династии выдающихся скульпторов.
Родился Николай Степанович Пименов 6 декабря 1812 года в Петербурге, в семье знаменитого скульптора Степана Степановича Пименова. Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам
«Среди художников рос талантливый ребенок, начавший лепить раньше, чем принялся за карандаш, а карандашом владевший опять-таки раньше посещения рисовальных классов Академии», – отмечали современники.
Как когда-то его отец Степан Степанович, Николай был награжден большой золотой медалью Академии Художеств за выпускную работу «Юноша, играющий в бабки».
«Слава Богу! Наконец, и скульптура в России явилась народная», – глядя на скульптуру заявил народный поэт Александр Пушкин.
И тут же записал в блокнотик четверостишие:
«Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре».
«Изображая «Парня, играющего в бабки», – отмечал скульптор Игорь Шмидт, – «Пименов стремился передать, прежде всего, красоту и силу русского человека. В фигуре крестьянского парня, с увлечением отдавшегося игре, чувствуется действительно большая внутренняя и физическая сила, смелость и широта русской натуры…»
Дифирамбы в свой адрес ваятель слушал неоднократно и во время своего четырнадцатилетнего пансиона по Европе. Статую «Мальчик, просящий милостыню», за которую Пименову было присвоено звание академика, положительно оценило все итальянское художественное сообщество. Хвалил и библейский художник Александр Иванов. А Николай по примеру этого друга создал две художественные картины – «Христос» и «Голова итальянца-монаха».
Православные сюжеты отразились и в бронзовых скульптурных композициях «Воскресения» и «Преображения», размещенных в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора Петербурга. Из бронзы был отлит и «Георгий Победоносец», охраняющий сегодня петербургский Русский музей. Критик Стасов вспоминал, что на его вопрос: «Не мелковат ли дракон», автор ответил, что нет – «Он предстает в виде противной и ничтожной гадины».
Проживая в «северной Венеции», Пименов много творил по заказу морского ведомства – носовые фигуры для кораблей «Дмитрий Донской», «Александр Невский», проект севастопольского монумента адмиралу Михаилу Лазареву.
«Герой-флотоводец представлен скульптором как бы стоящим на мостике боевого корабля. Смотря вперед, он положил правую свою руку на подзорную трубу, которую поддерживал локтем другой руки».
К сожалению, из-за относительно ранней смерти этот проект Пименов не закончил. В копилке его произведений осталось много нереализованных идей, доведенных до конца его учениками. Среди них памятники военным героям Корнилову, Нахимову, Паскевичу.
А один из талантливых учеников Марк Антокольский зарисовал для потомков портрет любимого учителя: «Он был высокого роста, худощав, с быстрыми, порывистыми манерами; о нем ходило много анекдотов, в них он представлялся художником с недюжинным талантом, человеком гордым до сумасбродства, энергичным до резкости… Все боялись его, не исключая и начальства Академии… Профессор Пименов был для меня вовсе не страшен, а напротив, очень добр, он хвалил меня, как за рисунок, так и за лепку, и охотно направлял не только меня, но и каждого желавшего следовать его советам; а желавших было много и из живописцев; в этом отношении он был истинным мастером и поправлял, как никто потом».
Как скульптору Н.С. Пименову должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе.
Источники: Николай Степанович Пименов. Великие скульпторы: Текст [электронный ресурс] // Мир искусства, 2021. — Режим доступа: https://worldartdalia.blogspot.com/2012/06/blog-post_1936.html. — (дата обращения: 0.12.21);
Пименов Николай Степанович. Очерк: Текст [электронный ресурс] // Художественный салон клуба ЛИИМ, 2006. — Режим доступа: https://art.liim.ru/art-names/11p/p38_4_01.html. — (дата обращения: 6.12.21)