Владимир Иванович Четвериков родился 16 марта 1943 года. Первая выставка его рисунков состоялась ещё в детском саду. Школьником он с увлечением занимался в изостудии. Мечтая о море, посещал клуб юных моряков, речников и полярников, где изучал навигацию, осваивал радиограммы, ходил на шлюпках по Химкинскому водохранилищу.
Окончив школу, Владимир поступил в мореходное училище, где получил профессию матроса-моториста. Из-за проблем со здоровьем работать по специальности не смог. Но Четвериков всё же стал капитаном – своей собственной парусной лодки, на которой он бороздил реки и озёра. У него были разряды по стрельбе и дельтапланеризму, художник ходил в походы на байдарках, любил лазать по пещерам.
После окончания отделения графики Строгановского училища, ныне МГХПА им. Строганова (Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова), трудился во «Внешторгрекламе».
Первая открытка В.И. Четверикова «Дед Мороз и Снегурочка водят хоровод со зверятами» была напечатана в марте 1978 года (зная спрос на открытки, Гознак начинал готовиться к праздникам заранее). В этом году вышло сразу пять открыток художника. Они мгновенно завоевали популярность и в дальнейшем выпускались ежегодно, многократно переиздавались.
На Гознак приходили письма со словами благодарности. Один из поклонников писал: «Ваша работа – это капельки доброты, а в нашей жизни оказалось их, этих капелек, не так уж и много».
Открытки художника выпускались для Кубы и Чехословакии на испанском и словацком языках. Всего, с учётом дополнительных тиражей, было издано около 100 открыток и телеграмм общим тиражом более 650 млн. экземпляров.
В 1983 году Владимир Четвериков присоединился к команде геологов и дельтапланеристов, в состав которой входили специалисты из СКБ МИИГА (Студенческое конструкторское бюро Московского института инженеров гражданской авиации) и ЦКАГЭ (Центральная космоаэрогеологическая экспедиция), по испытанию мотодельтапланов и аэрофотосъёмке береговых обрывов Чукотки. Владимир Иванович расписывал крылья мотодельтапланов, оказывал различную помощь в их испытании.
Отец, Иван Васильевич, служил на пограничной заставе, затем был направлен для продолжения службы в Кремль, где во время Великой Отечественной войны командовал зенитным взводом. После войны работал заместителем начальника одной из автобаз в Москве. На этой же автобазе подрабатывал Владимир.
Кумиром для Владимира Ивановича был Уолт Дисней. «Дядя любил вместе с нами смотреть диснеевские мультики, – рассказала «Союзному государству» племянница Владимира Четверикова Юлия Тарасова. – Рядом с секретером, где он рисовал, стоял малюсенький телевизор. В начале 1990-х каждые выходные показывали по несколько серий «Утиных историй», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Чудеса на виражах». Как-то, придя в гости, дядя Володя решил нарисовать нам Микки-Мауса, играющего на скрипке. Эта картинка хранится у меня до сих пор». Однако в своих открытках Владимир Иванович не копировал Диснея, а создавал собственный образ. По другому никто бы и не позволил. Художественные советы, в состав которых входили чиновники Минсвязи и Госкомиздата, не всегда благосклонно относились к работам художника. Комиссия придиралась, замечая что-то «не наше», и заставляла переделывать рисунки. Никаких экзотических обезьянок или жирафов. Только медведи, зайцы, лисички…
И только в поздние перестроечные годы удалось чуть отступить от жёстко заданных канонов жанра. В 1988 году впервые в СССР вышла открытка на тему китайского гороскопа. Наступал Год змеи – не очень-то приятного персонажа, повстречай его в жизни. Но у Четверикова змея получилась настолько милой, что открытку моментально раскупили, и перед Новым годом тираж пришлось срочно допечатать.
И вот ещё один, казалось бы, невероятный для художника факт: Владимир Иванович был дальтоником. Поэтому при поступлении в Строгановку, опасаясь провала на экзаменах, он представил на творческий конкурс скульптуру. Дальше по жизни Владимир Иванович тщательно боролся со своей проблемой. Читал цвета красок на баночках, подписывал их сам, если цвет не был указан. Краски стояли в секретере в строго определённом порядке.
У четверых сыновей Владимира Четверикова есть способности к рисованию, но художником стала только племянница Юля. «Помню, как в тяжёлые времена, когда надо было как-то выживать, дядя упрашивал меня работать с ним, вместе расписывать кухонные доски его зверюшками и продавать. К сожалению, мы не успели осуществить эту затею, в скором времени дядя умер». Жизнь отмерила Владимиру Ивановичу немного времени. Он ушёл в 1992 году в возрасте 48 лет.
В 2013 году увидел свет альбом-каталог работ В.И. Четверикова. Автор-составитель Корнилова Светлана Николаевна, дизайн обложки Любови Тарасовой, макет и вёрстка Анны Токаревой. Типография «Colorit», СПб. Тираж 500 экз., 100 мелованных страниц формата бумаги А5. В каталоге представлены все известные ныне работы Владимира Четверикова: открытки, телеграммы, конверты, плакаты, иллюстрации к книгам и журналам, календари. Впервые опубликованы интервью с сыном, воспоминания родственников, фотографии из семейного архива.
Память о художнике живёт в его открытках, которые, несмотря на более чем массовые тиражи, теперь считаются особой ценностью в коллекциях филокартистов. А простые люди до сих пор хранят четвериковские открытки в семейных альбомах, присылают в социальных сетях и по почте, делясь с близкими теми самыми «капельками добра». Владимир Четвериков был очень добрым человеком. В одном из интервью он сказал: «Я рисовал, радовался и очень хотел передать эту радость другим». Ему это удалось.
Источники: Чумакова, Янина Вам открытка из детства / Яна Чумакова // Союзное государство. — 2016.- № 12. — С. 74-78;
Владимир Четвериков [Текст]: альбом-каталог / авт.-сост. Светлана Корнилова. — [Б. м.] : [б. и.], [2013]. — 86, [1] с. : ил., цв. ил., портр., табл.; 15×22 см. — (Наши любимые художники).