10 января 1928 года в Казани родилась Татьяна Ивановна Александрова — художник-мультипликатор, иллюстратор, сказочница. Спустя некоторое время вся семья переехала в Москву. У Татьяны Ивановны была сестра-двойняшка — Наталья. К каждой из них обращались двойным именем — Таньнаташа.
Родители часто уезжали в командировки. Домашнее хозяйство ложилось на Татьяну и сестру. Рядом с ними была сказочница — Матрена Федоровна Царева, няня Матрешенька. Это она, крестьянка из Поволжья, полуграмотная, как пишет В. Берестов, определила судьбы двух советских девочек-близнецов, привила им художественный вкус, любовь к искусству, к живому, необычайно богатому народному языку, передала им как наследство свою доброту, честность, добропорядочность. Она всегда находила время побаловать своих подопечных сказкой или присловьем, была рукодельницей и всячески пыталась украсить дом. Салфетками да лентами, бумажными кружевами да яркими картинками. Мама иногда даже возмущалась: «Это же мещанство, безвкусица!» А близняшкам нравилось.
В детстве сестры увлеклись рисованием. Во время эвакуации некоторое время жили в Ярославле. Татьяна Александрова начала подрабатывать воспитательницей, чтобы успокоить и повеселить детей, она начала придумывать им сказки. Сестры поступили в изостудию при Дворце пионеров.
Увлечение рисованием определило дальнейший путь сестер. Наталия поступила в Архитектурный, а Татьяна выбрала Институт кинематографии (ВГИК им. С. А. Герасимова), отделение мультипликации.
Чаще всего героями рисунков Татьяны Александровой становились дети — серьезные, задумчивые, слушающие. Также она любила рисовать «портреты» цветов. Эти работы вызывали большой интерес у юных зрителей. Манера исполнения ее работ даже вызвала некоторую критику за излишнюю доброту и мягкость к героям ее рисунков.
Из художницы она постепенно стала писательницей. Где бы она ни работала, чем бы ни занималась, ее давнишняя знакомая — СКАЗКА — неотступно следовала по пятам, то прячась в эскизах и набросках картин, то складываясь в целые истории, которые художница придумывала для своих маленьких приятелей. Постепенно из придуманных историй, из наблюдений за ребячьими играми, из ее собственных детских воспоминаний стали складываться книги. Татьяна решила написать и нарисовать книги и для их кукол «Сундучок с книжками» — игрушечная библиотека из восьми книжек, и восемь игрушечных учебников для «Игрушечной школы».
Ее рисунки, рассказы и сказки печатались в «Мурзилке», «Веселых картинках». В соавторстве с В. Берестовым вышла у нее в 1973 году повесть-сказка «Катя в игрушечном городе». Катя и её игрушечные друзья учат мечтать и фантазировать, помогают малышам лучше понять друг друга, радоваться доброте, отзывчивости героев.
Все время писательница увлеченно исследовала все доступные ей источники по фольклору. Это было подготовкой к созданию лучшей ее книжки про домовенка Кузьку. «….Ни в детстве, ни в юности, ни в тридцать лет, а именно столько ей было, когда мы познакомились, Таня думать не думала, что когда-нибудь станет писательницей. Первая ее книга «Кузька в новой квартире», написанная в Поленове, в той самой баньке, где когда-то Сергей Прокофьев сочинил балет «Ромео и Джульетта», вышла в 1975 году, когда Тане было 46 лет»
Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовёнка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка складывалась в течение многих лет. В первое издание вошла только первая повесть о Кузьке — реально лишь введение к основному тексту сказки, затем появились «Кузька в лесу» и «Кузька у Бабы — Яги».
Их герои живут в современном мире, но они носители народных традиций. Их речь переполнена пословицами, поговорками, дразнилками. Таким образом, трилогию о Кузьке можно считать занимательным словарем старинного русского языка, а еще это своеобразная энциклопедия нечисти, ведь здесь и кикиморы, и лешие, и русалки, и водяные, и домовые, и многие другие персонажи волшебных сказок.
У Александровой есть трогательная книга рассказов о своем детстве «Друзья зимние, друзья летние». Главное в этих рассказах – семья, честность и порядочность отца и матери и старой няни, и доброе отношение ко всем окружающим.
В последние годы жизни Татьяна боролась со страшной и мучительной болезнью. Писательница умерла в Москве 22 декабря 1983 года. И все хорошее, что случилось с Кузькой, произошло после ее смерти… Вышел первый мультфильм о домовёнке — «Дом для Кузьки». Сейчас продолжение приключений домовёнка Кузьки пишет художница, детская писательница Галина Владимировна Александрова — дочь Татьяны Ивановны…
В 2001 году издательство «Дрофа» выпустило полное собрание сочинений Т. И. Александровой и В. Д. Берестова, куда вошли следующие произведения: «Катя в игрушечном городе», «Сказки мудрого профессора», рассказы о детстве «Друзья зимние, друзья летние». Фантастическая повесть для подростков «Таинственная тетрадь», вошедшая в данный сборник, была опубликована впервые.
Источники: Берестов, Валентин Дмитриевич Лучшая из женщин: годы жизни с Татьяной Александровой / В. Д. Берестов // Избр. произв. : в 2 т. : Т. 2. – Москва : Изд-во им. Сабашниковых: Вагриус, 1998. — С. 438–481;
Александрова Татьяна Ивановна: Текст [электронный ресурс] // ПроДетЛит: всероссийская энциклопедия детской литературы, 2022. — Режим доступа: https://prodetlit.ru. — (дата обращения: 10.01.22);
Татьяна Александрова, художница и сказочница: Текст [электронный ресурс] // Центральная библиотека им. А.С. Пушкина: блог, 2019. — Режим доступа: http://vokrugknig.blogspot.com/2019/01/blog-post_93.html. — (дата обращения: 10.01.22);
Михайлова, Ида «Ну, Таня… Это же розовый поросенок на зеленой траве!»: Текст [электронный ресурс] / Ида Михайлова // Livejournal, 2018. — Режим доступа: https://ida-mikhaylova.livejournal.com/379129.html. — (дата обращения: 10.01.22)