Алексей Елисеевич Крученых родился 21 февраля 1886 года в крестьянской семье Херсонской губернии, окончил Одесское художественное училище и перебрался в Москву. Работал журналистом и художником, писал пародии и далеко не сразу додумался до зауми. Она началась, когда Крученых сблизился с футуризмом и стал одним из его основных авторов и идеологов (1912 год). Стихи Крученыха печатались в альманахах футуристов «Садок Судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Трое», «Дохлая луна». От себя лично он выпускал теоретические брошюры «Слово как таковое», «Тайные пороки академиков» и книжки «Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли лэ». Их отличало то, что Алексей полностью, включая шрифт, рисовал свое печатное наследие. Также они недолгое время были соавторами с Велимиром Хлебниковым – в работе над поэмой «Игра в аду» и либретто футуристической оперы «Победа над солнцем», музыка Михаила Матюшина. Опера была гимном победы техники над природой, которая понималась как стихия, то есть хаос.
В годы Первой мировой войны и революции Кручёных жил в Грузии и в ее столице Тифлисе основал группу футуристов «41°» (Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай Чернавский, Юрий Марр). С Кавказа он вновь переехал в Москву в начале 1920-х и перенес туда деятельность группы. Опять он печатал, то есть рисовал, свои футуристические произведения и размножал их коллекционными тиражами. Последняя такая публикация — сборник «Ирониада» – состоялась в 1930 году. «Вышло» 150 экземпляров на гектографе. Всего Кручёных, по свидетельствам современников, опубликовал 236 своих «продукций». Сохранилась (либо обнаружена) лишь часть. Да после смерти Есенина он составил несколько биографических брошюр о нем. Современники восприняли их благосклонно.
Время для Крученыха так никогда и не наступило. В 1925 году вышел сборник статей с характерным названием «Жив Кручёных!» – как будто речь шла о покойном или о давно забытом человеке. Борис Пастернак написал для него предисловие, которое звучало в целом одобрительно, хоть и с некоторыми оговорками.
Алексей Крученых исчез из советской литературы с начала 1930-х годов. Лишь изредка он писал критические статьи и составлял библиографии. Позднее Крученых стал членом СП СССР, но о сильном его влиянии на тогдашнюю литературу нечего и говорить.
Утром 17 июня 1968-го года Алексей Кручёных умер от воспаления лёгких в московской коммуналке. На его похоронах присутствовали лишь десять человек, включая тогдашних новаторов Андрея Вознесенского, Геннадия Айги и Эдуарда Лимонова. Единственным звеном, связующим современность с блестящим прошлым, на похоронах Крученыха была Лиля Брик.
Но была у Крученыха иная заслуга перед русской литературой, кроме «дыр бул щыл», о которой не все знают. Смолоду он занимался коллекционированием книг и прочих редкостей. Книг в его убогой коммунальной комнате было так много, что тело умершего не сразу обнаружили среди их развалов.
Более 40 лет Крученых как библиофил целенаправленно собирал литературное и художественное наследие своей эпохи. Начал с собирания рукописей Хлебникова, записывал афоризмы и диалоги Маяковского и стихи-экспромты других авторов. На основе этих коллекций он составил сборники «Неизданный Хлебников» (1928—1930)[8], «Живой Маяковский» (1930), «Турнир поэтов» (1928)[9], «Весёлые шушуки» (1928). В дальнейшем Кручёных собирал и хранил наследие почти всех, кого ему довелось пережить: собрал более 1000 листов записей о Пастернаке, около 800 листов Цветаевой. Кручёных не только собирал, но и систематизировал свою архивную коллекцию, складывая разрозненные находки в альбомы. Он создал более ста персональных и тематических альбомов: «Асеев», «Эти двое (И. Ильф и Евг. Петров)», «Зощенко», «И. Сельвинский», «И. Уткин», «Рина Зелёная», «Кукрыниксы», «Б. Пастернак», «О. Мандельштам», «Инбериана», Всеволод Иванов», «С. Михалков», «Игорь Ильинский», «В. Шкловский», «Литбригада», «Футобаза», «Констры».
Смерть художника привыкнув ко всем безобразьям искал я их днём с фонарём но увы! все износились проказы не забыться мне ни на чём! и взор устремивши к бесплотным я тихо но твердо сказал: мир вовсе не рвотное — и мордой уткнулся в Обводный канал… 1913 год
Источники: Сафронова, Елена Алексей Кручёных: изобретатель зауми: Текст [электронный ресурс] / Елена Сафронова // Ревизор: информационный портал о культуре в России и за рубежом, 2021. — Режим доступа: https://rewizor.ru/literature/reviews/aleksey-kruchenyh-izobretatel-zaumi/. — (дата обращения: 18.02.22);
Березин, Владимир Запах литературы. Алексей Кручёных: Текст [электронный ресурс] / Владимир Березин // Год литературы: интернет-портал, 2016. — Режим доступа: https://godliteratury.ru/articles/2016/02/21/zapakh-literatury. — (дата обращения: 18.02.22)