На этой картине мы видим группу мужчин, которые собрались за столом. Судя по куличу, свечкам и веточкам вербы, они празднуют Пасху. Только вот обстановка вокруг совсем не праздничная, да и герои сюжета выглядят подавленными. Давайте попробуем разобраться, почему же так произошло.
Полотно создал современный художник Павел Рыженко, который написал немало картин на тему распада Российской империи. Не стала исключением и «Пасха в Париже», которая рассказывает о российских офицерах, празднующих православный праздник вдали от дома.
Эти люди были одними из последних, кто оставил родную землю, когда туда пришла революция. Не будем пытаться оценить их поступок — у каждого свой путь. Но теперь они вынуждены ютиться в тесной каптёрке французского завода Renault.
Художник изобразил на картине двоих казаков, на них рабочие фартуки, видно , что они оставили работу на время прихода священника (светлый праздник они празднуют по старому стилю, что попадает на французскую субботу, при «шестидневке» это рабочий день), одного офицера и полкового священника. Последний выглядит наиболее подавленным. Вероятно, ему сложнее всего далось расставание с родиной. На скамеечке сосуды с водой, сверху лежит Распятие — идёт водосвятный молебен, с освящением пасхальной снеди. Офицер держит Евангелие. Священник грустит, возможно, потому, что нет возможности служить Пасхальную Литургию (нет Антиминса). Без этого праздник не полный.
Единственный герой картины, который пытается улыбаться — это офицер. Но улыбка у него вымученная, натянутая и неестественная. Видно, что он тяжело переживает горечь утраты и страдает вдали от родных мест.
На обшлаге (рукаве) гимнастерки офицера — белый галун, который говорит о принадлежности к 1-ой Гвардейской пехотной дивизии. На груди — белая планка (тесьма), указывающая на принадлежность офицера к Лейб-Гвардии Измайловскому полку. Из кавалеров ордена Св. Георгия IV степени, (отчетливо виден на груди) Лейб Гвардии Измайловского полка это мог быть лишь полковник (генерал — майор) Есимонтовский Андрей Васильевич, который в 1923 году переехал во Францию.
На стене, словно икона, висит фотография последнего императора Николая II. Это говорит о том, что военные вовсе не в обиде на бывшего государя, а, наоборот, до сих помнят и почитают его. Он, как и прежде, со своим малым, но верным воинством. Подобно тому, как когда-то государь в течение всей ночи объезжал позиции гвардии, христосуясь и одаривая каждого бойца… Теперь они снова на фронте, только его нельзя нанести на карту. На одну пасхальную ночь они по-прежнему в любимом Отечестве…
Ещё совсем недавно Пасха была одним из главных праздников Российской Империи, включающим огромные Крестные Ходы. И вот теперь — ничего, кроме этой подсобки и памяти о былом. Веточки вербы, ароматный кулич, свечи и запах ладана словно переносят бывших военных на миг в родное Отечество.
Картина входит в триптих «Русский Век». Автор так писал о нем: «Это произведение, состоящее из трех картин, объединено общей мыслью и чувством — утраты, прощения и светлой печали по великой Русской Семье во главе с Государем Императором, помазанным на царство во имя Христово.
Помазанным — то есть имевшим от Бога право судить и защищать свой, вверенный ему, народ. Это картины о русском офицерстве, прошедшем свой путь на Голгофу, — от Бородинских торжеств (на центральной картине «Фотография на память») до похорон погон в надежде отрыть их когда-нибудь и послужить еще России («Царские погоны») и, наконец, до холодной каптерки завода «Рено» во Франции, где русские офицеры празднуют Православную Пасху вдали от Родины».
Источники: Павел Рыженко: Текст [электронный ресурс] // Gallerix: сайт, 2009-2022. — Режим доступа: https://ryzhenko.in.gallerix.ru/expo/kartiny-pavla-ryzhenko/pasxa-v-parizhe-3-iz-triptixa-ru/ . — (дата обращения: 25.04.22);
Павел Рыженко «Пасха в Париже»: Текст [электронный ресурс] // Картины с историей, 2022. — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/kartinisistoriei. — (дата обращения: 25.04.22)