28 апреля исполняется 120 лет со дня рождения замечательной писательницы и талантливого педагога Валентины Осеевой. Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной запомнил Валентину Осееву её ученик – писатель Анатолий Алексин. Её жизнь могла бы сложиться иначе, и тогда мы бы не узнали ни о Динке, ни о Лёне, ни о Васе Трубачёве с его друзьями, ни о многих других ребятах, ставших героями произведений Валентины Осеевой. Родилась маленькая Валя в Киеве, детство её прошло в Самаре. Девочке хорошо запомнились высокие берега и плёсы Волги. Она на весь день убегала к реке, слушала гудки пароходов, наблюдала за суетой на пристани. Потом опять был Киев. Гимназия. Актерский факультет Киевского Института имени Лысенко. Да-да. С самого детства Валентина Александровна мечтала стать актрисой, хотела выступать на сцене. В 1923 году её семья переехала в Москву, актерское образование осталось незаконченным и с мечтой пришлось проститься.
Москва 20-х годов оказалась многоликой и непредсказуемой. Кривые улицы с трамвайными путями. Первые автобусы и лениво погоняющие своих лошадок извозчики, вровень с которыми суетливо двигались пешеходы. Но уже создавались проекты для превращения города в одну из крупнейших столиц мира. Недалеко от улицы Шаболовка открылась Шуховская радиобашня, состоялась первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, был создан самый крупный в Москве парк культуры и отдыха, открылся первый планетарий, проводятся конкурсы красоты, на которых победительницы получают дорогие награды.
А на улицах греются вокруг костров беспризорные дети, голодные, замёрзшие и озлобленные – дети Первой Мировой и Гражданской войн. В начале двадцатых годов для оставшихся без надзора детей стали создавать трудовые коммуны (чаще их называли детскими колониями). Благодаря этим учреждения беспризорники получали возможность выжить и получить образование. Эти дети становятся судьбой для приехавшей в Москву молодой девушки.
Валентина Александровна 16 лет проработала педагогом-воспитателем в детских колониях. Работая с детьми, она сделала вывод, что главное в воспитании – это сила примера. Все характеры героев произведений писательницы взяты из жизни. Благодаря рассказам Валентины Осеевой ребята могут увидеть себя со стороны. В предисловии к одному из сборников она обратилась к читателям с такими словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
Первый рассказ Валентины Осеевой «Гришка» о мальчике-беспризорнике был напечатан в 1937 году. Именно воспитанники детской колонии уговорили Валентину Александровну напечатать придуманные ею истории. Главные герои Валентины Осеевой — дети, их дела и поступки. В 1952 году она получила Государственную премию за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», это повесть о том, как врывается в счастливую жизнь мальчишек война, и как они становятся участниками борьбы с немецкими захватчиками.
Больше всего полюбили ребята написанную в 1959 году повесть о девочке Динке, ее крепкой дружбе с сиротой Лёнькой и пережитых ими приключениях. Образ искренней, доброй и неугомонной девочки навсегда поселился в душах юных читателей. Со временем стало известно, что повесть – автобиографическая. Динка (Валентинка) – это сама Валентина Осеева. Последняя повесть Валентины Осеевой называется «Динка прощается с детством» и является продолжением «Динки». Повесть была напечатана в 1969 году после смерти писательницы.