Недалеко от Киржача — в селе Фуникова Гора Владимирской губернии было родовое имение Прокудиных-Горских, где 30 августа 1863 года родился будущий «пионер цветной фотографии» — Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
В начале XX века немецкий химик и, по совместительству, фотограф Мите впервые опробовал придуманный еще великим Максвеллом метод цветной передачи изображений и создал, по заказу кайзера Вильгельма, галерею цветных снимков своей любимой Германии.
Оборудование было очень тяжелым и громоздким, ни о какой автоматике не шло и речи. Поэтому все фотографии Мите и его последователей были либо панорамными снимками архитектурных объектов и природных пейзажей, либо постановочными фото германцев различных сословий, одетых в национальные костюмы, но они были цветными! И впечатление от них было потрясающе глубоким.
Чем же для нас важен Адольф Мите и видовая галерея Германии? Двумя моментами. Во-первых, царствующие дома Европы всегда имели плотные родственные связи, и кайзер Вильгельм приходился дядей русскому императору Николаю II. Во-вторых, у профессора Мите был талантливый русский ученик, которого звали Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Вообще-то, Прокудин-Горский был учеником Менделеева, но по окончании обучения в Санкт-Петербургском технологическом институте он пожелал продолжить обучение в Германии, где и увлекся цветной фотографией под руководством своего нового преподавателя. И, как это частенько происходило в истории, эти два момента сложились.
По примеру своего дяди император Николай заказал Сергею Михайловичу создание видовой галереи цветных фотографий Российской Империи.
Мастеру фотосъемки был выделен специальный транспорт: железнодорожный вагон, автомобиль, пароход и моторная лодка и поставлена задача заснять жизнь обывателей различных губерний империи, а также представителей коренных народов в их национальных костюмах.
Надо сказать, что Прокудин-Горский блестяще справился с поставленной задачей, создав большую и поистине уникальную фотогалерею России на пике ее могущества. И чтобы галерея не повторила судьбу многих других уникальных произведений искусства, растворившись в небытии во времена революции, мастер увез ее во Францию. «С наступлением в России революции была полная опасность потерять всю коллекцию, и она несколько лет находилась под этой угрозой. Однако, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, мне удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной ее части». — сообщал Сергей Михайлович в своих записях.
Увезенная коллекция была куплена у наследников фотографа библиотекой Конгресса США. На базе этих снимков, в августе 2014 года библиотека Конгресса открыла в Берлине выставку «Империя, которой была Россия». А сегодня снимки Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно увидеть во «всемирной паутине» из любой точки земного шара.
Уникальность и исключительность «коллекции достопримечательностей…» состоит в том, что она охватывает едва ли не все сферы страноведения. «Запечатление » в красках» архитектурных памятников, представляет особую ценность в виду того, что в последующие десятилетия они подверглись массовым разрушениям. В частности, сегодня не существуют или находятся в полуразрушенном состоянии более половины храмов, которые мы видим на фотографиях Прокудина-Горского. Однако, эти эпохальные снимки не только сохранили память об утраченном, но и в последние годы всё активнее используются реставраторами при воссоздании памятников».
Источники: Артюх, Дмитрий Прокудин-Горский на киржачском опен эйр: Текст [электронный ресурс] / Дмитрий Артюх // Зебра: электронное издание, 2022. — Режим доступа: https://zebra-tv.ru/novosti/jizn/prokudin-gorskiy-na-kirzhachskom-open-eyr/. — (дата обращения: 30.08.22);
Сегеда, Андрей Дореволюционная Россия в цвете. Что вы знаете о Прокудине-Горском?: Текст [электронный ресурс] / Андрей Сегеда // ЯндексДзен, 2022. — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/andrey_segeda/dorevoliucionnaia-rossiia-v-cvete-chto-vy-znaete-o-prokudinegorskom-6263e33fce261c52c257fcd3?&. — (дата обращения: 30.08.22)