Семён Кирсанов – русский советский поэт, автор самой одесской песни – «У Черного моря…» По мнению современников, он увековечил бы свое имя, сочини только эти строки, ставшие визитной карточкой Леонида Утесова.
«Есть море, в котором я плыл и тонул;
И на берег вытащен к счастью.
Есть воздух, который я в детстве вдохнул,
И вдоволь не мог надышаться!»
Семён Исаакович Кирсанов родился 18 сентября 1906 года в семье портного. Он и сам потом всю жизнь прекрасно шил. Учился в гимназии, затем на филфаке. В юности в тетрадях С. Кирсанова появляется неуемное словотворчество и интерес к Древней Руси — в особенности аллюзии на «Слово о полку Игореве», звучанием которого юный поэт был совершенно зачарован — а разгадку, кажется, пытался найти в хлебниковском будетлянстве. Названия сборников юного поэта — вполне будетлянские: «Содружество растений», «Ратибор», «Горечадь», «Радояст», «Рог. Гор». Издавать сборники ему не удавалось: в городе не было бумаги. Но идеал был один — Владимир Маяковский.
Когда в 1924 году В. Маяковский приехал в Одессу, на перроне его встречал худенький юноша. Представился членом местного отделения «Левого Фронта Искусств». Так началась их дружба. Маяковский помог Кирсанову перебраться в Москву, где начинающий поэт погрузился в самую гущу литературной жизни. Дружил с четой Брик и Асеевым. Вместе с знаменитым футуристом выступал в разных городах страны. Наставник был требователен, мог резко выдать: «Вы, Сема, такую ерунду написали».
Семён Кирсанов всю жизнь корил себя за то, что не смог предотвратить гибель своего старшего друга. Известный писатель и журналист Михаил Розенфельд рассказывает о те событиях так:
«Наверное, никто так глубоко не пережил самоубийство Владимира Владимировича, как Семен. В день похорон он «стоял взъерошенный у печки (на таганской квартире, куда привезли тело погибшего) и так рыдал, прямо как маленький ребенок… совершенно безутешно».
Первая книжка С. Кирсанова, «Прицел. Рассказы в рифму», вышла в ГИЗе в 1926 году. Вторая, «Опыты», — в 1928-м. После нее он стал знаменит. Грузинские поэты позвали его в Тифлис, где он прожил с марта по июнь 1928 года. В том же году Кирсанов принял участие в задуманном Алексеем Крученых сборнике «15 лет русского футуризма».
В годы Великой Отечественной войны
В войну Семён Исаакович был корреспондентом армейских газет, руководителем выпускавшей «Окна ТАСС» бригады. И это была очень ответственная работа, ведь «в «Окнах» каждое слово должно было быть многократно взвешено…»
Газета «Труд» командировала его в 1945 году на Нюрнбергский процесс. Одна из самых известных поэм, написанных С.И. Кирсановым в то время, – это «Небо над Родиной». В поэме были необыкновенные герои – Земля, Небо, Облако, Низкие Обрывки Облаков, Вихри, Летчик, Мотор – до Кирсанова так никто не писал. Поэт придумал и создал цикл листовок, написанных рифмованной прозой. Первая из них появилась на фронте в сентябре 1942 года. Вот как описывает поэт бойца, создав собирательный образ простого русского солдата:
«Роста Фома невысокого, карий взгляд, говорит он маленько окая, на вологодский лад… Глаза хитроватые, зубы красивые и усы седоватые, сивые. Козью ножку курит, говорит всерьез, а когда балагурит – то смех до слез».
Фома «давал» практические советы солдатам, и они спасли на фронте не одну жизнь:
«Думаешь, пуля – птица, на живого не садится?.. Достань каску, окрась каску. Если халат бел и чист, тебя на снегу не заметит фашист».
После войны
После войны С.И. Кирсанов переводил Пабло Неруду, Луи Арагона, Назыма Хикмета. Писал глубокие философские стихи.
Опубликовал поэму-мистерию «Война и небо», поэму «Александр Матросов» и драму «Макар Мазай», за которую в 1950 году получил Сталинскую премию III степени.
В 1954 году он выпустил поэму «Вершина», которую считал важным высказыванием о человеческом труде, о смысле творчества, о своей поэтической работе. «Борьба с природой, торжество человеческого духа, дружбы и веры в коммунизм, ничего, кроме пафоса общих мест советской поэзии», — резюмирует содержание «Вершины» Михаил Гаспаров, но замечает при этом, что поэма замечательна по форме.
А в 1970-х в альбом композитора Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир» вошла песня на его стихи «Жил был я» и затмила все остальные. Как рассказывают очевидцы, купить этот альбом было просто невозможно.
«Жил-был я,
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил…)
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетом жил-был я.)
Помнится, что жил…»
Как и Маяковский в свое время, он охотно помогал молодым поэтам. Евтушенко узнали во многом благодаря Кирсанову, а Вознесенский считал себя его учеником. Кирсанов знал, что смертельно болен, и старался успеть как можно больше. За два года он издал сборники стихотворений, поэмы, романсы, самые известные из которых положены на музыку Таривердиева.
Его запомнили франтом и гурманом, наследником Серебряного века, владельцем редкой мебели и библиотеки с полным изданием Хлебникова, хозяином квартиры, где висят картины Бурлюка. Он торопился жить. Написал раёшным стихом ироническую поэму «Макс-Емельян»; о ней М. Гаспаров писал, что Кирсанову удалось создать новую систему стихосложения, дающую возможность «соединить большие темы и идеи с веселой, неторжественной интонацией». Он много ездил — и иногда привозил из поездок что-то волшебно-прекрасное — «Вальпараисо, Вальпараисо»… Приводил в порядок архивы, издавал неизданное, опубликовал поэму «Зеркала», где зеркала сохраняют все отражения, все помнят, всем предъявят счет…
Семен Кирсанов умер в 1972 году и похоронен на Новодевичьем кладбище. В одном из своих последних стихотворений поэт сказал:
«Жизнь моя,
ты прошла, ты прошла,
ты была не пуста, не пошла…
Самолет улетел,
но светла
в синеве меловая петля.
Но она расплылась и плывет…
Вот и все,
что оставил полет».
У С.И. Кирсанова 66 книг, из которых львиную долю никто не помнит, столько там правоверно-советского, трескучего, ненужного. Зато все помнят «Эти летние дожди». И «Есть город, который я вижу во сне». И «Жил-был я». И «Смерти больше нет» — последнее стихотворение, которое он сам так гулко и значительно читал.
В траве, покрытой листьями, всю истину узнавший, цветет цветок единственный, увянуть опоздавший. Но ты увянешь все-таки, поникший и белесый, — все паутины сотканы, запутались все осы... Ты ж, паучок летающий, циркач на тонком тросе, — виси, вертись, пока еще зимой не стала осень!
Источники: Гаспаров, Михаил Леонович Семён Кирсанов, знаменосец советского формализма: [вступительная статья] // Кирсанов, С.И. Стихотворения и поэмы / С.И. Кирсанов. — Москва: Академический проект, 2006. — С. 5-18.;
Лукьянова, Ирина На тонком тросе: Текст [электронный ресурс] / Ирина Лукьянова // Русский мир, 2020. — Режим доступа: https://rusmir.media/2020/02/05/kirsanov. — (дата обращения: 17.09.22);
18 сентября в истории. Семен Кирсанов: Текст [электронный ресурс] // Семья и вера, 2020. — Режим доступа: https://semyaivera.ru/2020/09/18/18-sentyabrya-v-istorii-semen-kirsanov/. — (дата обращения: 18.09.22)