Home » Новости » Великий Учитель Конфуций

Великий Учитель Конфуций

Конфуций — одна из самых загадочных и влиятельных исторических личностей в истории мира. Родившись более 2,5 тысяч лет назад на территорий распавшегося единого древнекитайского Чжоуского государства, , он стал одним из первых философов, учение которого даже сегодня имеет значение для последователей, историков, а также государственных деятелей.

Конфуций (551-479 гг до н.э.)

Кун Фу-Цзы (латинизированный Конфуций) родился 28 сентября 551 года до н.э. на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер.

Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя.

Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. Конфуций путешествовал от государства к государству. У него была надежда попытаться найти правителя, которому он мог бы служить, оставаясь верным своим принципам.

Всякий раз, когда он обращался к правителям, он пытался отговорить их от суровых наказаний и говорил, что лидерам не нужна власть, чтобы создать последователей, люди, естественно, будут следовать хорошим примерам. Правители думали иначе. После многих лет путешествий он так и не нашёл лидера, которому мог бы служить. Конфуций вернулся в свой родной город, чтобы проповедовать свои знания и учить других поступать так, как он считал мудрым.

Конфуцианское учение

Конфуций, как и Сократ, ничего не записывал. Основы философии Конфуция были изложены позже его учениками в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Конфуций с учениками

Он разработал стройное учение, целью которого было создание идеального государства, управляемого мудрым царём, руководствующимся Разумом и Законом.

Чтобы достичь этого идеала в жизни, нужно было не так уж и многое – всем без исключения жителям станы неукоснительно соблюдать «ли» (Установления, Ритуалы, Правила, Церемонии) и почитать Прошлое, подчиняя свою жизнь традиции

По мнению Конфуция, только знание и соблюдение «ли» делает варвара культурным человеком. «Ли» способны «исправить» несовершенство человеческой натуры – облагородить её, возвысить, придать ей целостность и гармонизовать личность. Кроме того, следование «ли» каждым гражданином необходимо для установления определённого порядка в обществе, то есть имеет важное государственное значение.

Не менее важно для личности и государства соблюдение древних традиций, завещанных предками: «Люблю древность и верю в нее!» — говорил Конфуций. Государство лишь тогда может избежать смуты и разрухи, когда в нём будет поддерживаться строгий порядок, основанный на неизменности того, что уже существует. Поэтому нужно избегать всего нового: реформ, новаций и т.п. Лучший правитель, по мнению Учителя – тот, кто ничего не делает и ничего не меняет, а лишь следит за соблюдением уже сложившегося порядка. Страна такого государя неминуемо будет процветать.

Соблюдение «ли» и следование традициям неизбежно приводят к созданию жёстких правил для всех проявлений человеческой жизни. Конфуций разрабатывает теорию об иерархическом строении общества, где каждый его член, точно знает «свое место» и соблюдает все положенные ему предписания и правила. Такое идеальное общество должно быть построено по принципу большой семьи, в которой авторитет старших непререкаем. Сын обязан подчиняться отцу, жена — мужу, младший брат – старшему, крестьянин – начальнику, начальник — чиновнику, чиновник — императору. То есть, в основе управления государством заложен принцип сыновней почтительности («сяо»).

Слова Конфуция о том, кто может называться «благородным мужем»:

«Благородный муж думает о девяти вещах — о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать чётко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу»

Главное же — в своих поступках «благородному мужу» следовало руководствоваться «золотым правилом нравственности»: «не делать другим того, чего не желаешь себе».

Когда конфуцианство получило статус государственной идеологии (с 59 г. – по 1928 г.), оно словно «законсервировало» китайскую культуру, подчинив абсолютно все стороны жизни строгим правилам, обязательным для всех без исключения. Образ же «благородного мужа» стал тем эталоном, приближение к которому считалось делом чести для каждого жителя Китая, служило мерилом социального престижа гражданина страны.

Современный род Конфуция, уважаемый на родине мудреца, насчитывает более 30 тыс. членов. Старший потомок по прямой линии носит титул князя, пожалованный еще древнему мыслителю. Он имеет почетную обязанность ухаживать за знаменитой могилой и храмом в городском узде Цюйфу, где родился и умер Конфуций.

Современный мир — это всё, что угодно, только не следование конфуцианству. Непочтительный, эгалитарный, неформальный и постоянно меняющийся. Среди немногих, кто преподаёт конфуцианские ценности, доктор Джордан Питерсон, который учит, что, если кто-то хочет внести изменения снаружи, он должен сначала навести порядок у себя внутри.

Питерсон писал, для того, чтобы воцарился мир, сначала нужен был мир в каждом штате. Если бы современные люди последовательно и искренне реализовали свой потенциал быть самыми лучшими друзьями, родителями, сыновьями или дочерьми, насколько это возможно для человека, они бы установили уровень заботы, морального совершенства, который приблизился бы к утопическому.
Источники: Дружинина, Ирина Конфуцианство. Кратко: Текст [электронный ресурс] / Ирина Дружинина // Искусство с Ириной Дружининой, 2020. — Режим доступа: https://dzen.ru/media/imaginereview/konfucianstvo-kratko-5f341181f13d89681bb164ac. — (дата обращения: 28.09.22);

Жизнь и учения Конфуция: Текст [электронный ресурс] // Компания «NS TRADE», 2022. — Режим доступа: http://www.nstrade.ru/blog/item/zhizn-i-ucheniya-konfuciya/. — (дата обращения: 28.09.22);

День рождения Конфуция или День национального учителя в Китае: Текст [электронный ресурс] // Helperia, 2018. — Режим доступа: https://dzen.ru/media/helperia/den-rojdeniia-konfuciia-ili-den-nacionalnogo-uchitelia-v-kitae-5bae0b7481c1b100aaa84f29. — (дата обращения: 28.09.22)

Афиша

220 лет со дня рождения А.И. Одоевского:
08.12.2022. «Живые истины Александра Одоевского»- библио-дайджест (онлайн). Детский отдел.
08.12.2022. «Сказочный мир Одоевского»-обзор. Макаровская сельская библиотека.

09.12.2022. Детское чтение: Читаем вместе, читаем вслух. Чуковский К. И. «Крокодил» . Макаровская сельская библиотека.

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00,без обеда
Четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Яндекс.Метрика