Home » Новости » Нил Гейман: «Истории должны быть рассказаны»

Нил Гейман: «Истории должны быть рассказаны»

Нил Ричард Гейман родился 10 ноября 1960 года в Портсмуте, графство Хэмпшир. Его дед и отец владели сетью продуктовых магазинов, а мать работала фармацевтом.

Нил Гейман

Нил рано научился читать, ему едва исполнилось 4 года, и сразу стал заядлым книголюбом. В библиотеке он мог оставаться часами, а на семейных торжествах предпочитал читать, прячась под столом. Будущий писатель отдавал предпочтение сборникам мифов и легенд, увлекался фантастикой, фэнтези и литературой ужасов. Особенно по душе ему были произведения Редьярда КиплингаЭдгара ПоКлайва Стейплза ЛьюисаМайкла МуркокаЛьюиса Кэрролла. Другой его страстью были комиксы.

В школе Гейман прекрасно учился — во многом потому, что прочитывал учебники еще до того, как к их изучению приступали в классе.

В 1977 году будущий писатель окончил школу, но не стал поступать в университет, а сразу начал работать журналистом. Долгие семь лет в печать выходили преимущественно его обзоры и интервью; наконец, в 1984 году был опубликован его первый рассказ, а вскоре и первая книга — биография популярной группы Duran Duran.

Следом выходит еще одна книга о творчестве, на сей раз произведение было посвящено фантасту Дугласу Адамсу и называлось «Без паники: официальный путеводитель по миру „Автостопом по Галактике“».

Однако первый ощутимый успех в книжном деле ему принесли комиксы. В 1987 году издательство «Детектив Комикс» начало работу над серией графических романов «Песочный человек». Гейман был автором текстов к рисункам. Серия имела большую популярность как у детей, так и у взрослых. В 1991 году «Песочный человек» был отмечен престижной литературной наградой — Всемирной премией фэнтези. Критики отмечали высокий уровень литературной основы «Песочного человека» и называли его комиксом для интеллектуалов. Гейман создал целую вселенную, в которой невероятным образом переплетались наш мир и мир героев комиксов — языческих, библейских и современных богов. Комиксы издавались до 1996 года, всего вышло 75 выпусков.

Нил Гейман работал и над другими комиксами, но широкую известность приобрел именно как автор «Песочного человека».

В 1990 году в свет вышло произведение «Благие знамения» — первый роман Геймана, написанный в соавторстве с известным английским писателем Терри Пратчеттом. Книга, выдержанная в тонкой манере английского юмора, рассказывает об ангеле и демоне, пытающихся предотвратить библейский Апокалипсис. Первое же крупное литературное произведение автора стало бестселлером и номинировалось на Всемирную премию фэнтези и премию журнала «Локус».

Книги Н. Геймана

Следом были выпущены еще две книги — «Задверье» и «Звездная пыль», но главным романом Геймана по сей день остаются «Американские боги», изданные в 2001 году. Произведение про битву старосветских богов с новыми божествами телевизора и интернета сразу заслужило признание критиков и удостоилось нескольких престижных премий, в том числе премий «Хьюго» и «Небьюла».

Заметными событиями в литературной жизни стали и другие книги Геймана: «Коралина», «Дети Ананси», «Одд и ледяные великаны», «Океан в конце дороги», «Скандинавские боги».

Нил Гейман — «проповедник» чтения и библиотек, вот отрывки из его лекции «Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и умения мечтать» , которая была опубликована под патронатом Агентства чтения

«Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать.

Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель. И я еще больше пристрастен как гражданин Великобритании. Я хочу рассказать о том, что с нами делает чтение. Для чего оно создано.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И конечно не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна…

Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного. Грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения. Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится…в этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению. Чтение – это ключ. Несколько лет назад я слышал высказывания, что мы живем в «постграмотном» мире, где возможность извлекать смысл из письменного текста уже вторична, но эти дни прошли. Слова сейчас важнее чем когда- либо, мы исследуем мир с помощью слов, а так как мир соскальзывает в мировую паутину, мы следуем за ним, чтобы общаться и осознавать то, что мы читаем. Люди, которые не понимают друг друга, не могут обмениваться идеями, не могут общаться, а программы-переводчики делают только хуже.

Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.

Я не думаю, что существует такая вещь, как плохая книга для детей. Снова и снова среди взрослых становится модно указывать на определенные детские книги, часто на целый жанр или автора, и провозглашать их плохими книгами, книгами, от чтения которых нужно оградить детей. Я видел, как это происходило снова и снова, Энид Блайтон называли плохим автором, это же случилось и с Робертом Лоуренсом Стайном, и с множеством других. Комиксы осуждали за то, что они способствовали безграмотности.

Это ерунда. Это снобизм и глупость. Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, – это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.

Взрослые с добрыми намерениями могут легко уничтожить любовь ребенка к чтению: оградите их от чтения того, что им нравится, или дайте им достойные, но скучные книги, эти современные эквиваленты викторианской «воспитательной» литературы. Вы останетесь с поколением, убежденным, что читать – это не круто, или хуже того – неприятно.

Нужно, чтобы наши дети вставали на лестницу чтения: все, что им нравится, будет продвигать их — ступень за ступенью – к грамотности. (А также никогда не повторяйте ошибку, что сделал автор, когда его 11-летняя дочка зачитывалась Р. Л. Стайном. Ошибка состояла в том, чтобы пойти к ней и вручить книжку Стивена Кинга «Кэрри» со словами «если ты любишь Стайна, то и это тебе понравится!» Холли не читала ничего, кроме безобидных историй о поселенцах в прериях, до конца подросткового возраста, и до сих пор гневно смотрит на меня, когда слышит имя Стивена Кинга.)

И вторая вещь, которую делает художественная литература, – она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза – это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир – это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Эмпатия – это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.

Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру не обязательно быть именно таким. Все может измениться.

Другой способ разрушить детскую любовь к чтению, это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека. У меня были родители, которых можно было убедить забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время летних каникул. И библиотекари, которые принимали маленького одинокого мальчика, который возвращался в библиотеку каждое утро и изучал каталог карточек, разыскивая книги с призраками, магией или ракетами в них, книги с вампирами или загадками, с ведьмами и чудесами. И когда я прочитал всю детскую библиотеку, я принялся за взрослые книги.

Они были хорошими библиотекарями. Они любили книги и любили, чтобы их читали. Они научили меня, как заказывать книги из других библиотек через межбиблиотечный обмен. У них не было снобизма по поводу того, что я читал. Казалось, им нравился мальчик с широко распахнутыми глазами, который любил читать. Они говорили со мной о прочитанных книгах, они находили для меня другие книги из серии, они помогали. Они относились ко мне как обычному читателю – не больше и не меньше – и это значило, что они уважали меня. В 8 лет я не привык к тому, чтобы меня уважали.

Бибилиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации. В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно, помощники в этом — библиотеки.

Я боюсь, что в 21 веке люди не совсем понимают, что такое библиотеки и каково их назначение. Если вы воспринимаете библиотеку как полку с книгами, она может показаться вам старой и несовременной в мире, где, большинство, но не все книги существуют в электронном виде. Но это фундаментальная ошибка. Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. 

Библиотеки – это действительно ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты».

Прочитать текст лекции полностью:

Читайте Нила Геймана, погружайтесь в его сказочные миры, точно не пожалеете!

Источники: «Город без книжного магазина и не город вовсе»: вспоминаем романы Нила Геймана // Литрес, 2020. — Текст : электронный. — URL: https://dzen.ru/media/litres/gorod-bez-knijnogo-magazina-i-ne-gorod-vovse-vspominaem-romany-nila-geimana-5f0b3f3f7249e257ea6a22bc. — (дата обращения: 10.11.22);

«Волшебная поляна была на самом деле…». Нил Гейман: биография и творчество // Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной : сайт, 2009-2021. — Текст : электронный. — URL: https://rodb-v.ru/fantasticheskaya-vselennaya/nil-geyman-biografiya-i-tvorchestvo-/. — (дата обращения: 10.11.22);

Афиша

23.04.2024. «Уильям Шекспир навсегда!»-книжно-иллюстративная выставка к 460-летию У. Шекспира. Детский отдел.

125 лет со дня рождения В. Набокова:
22.04.2024. «Не только «Лолита»»-онлайн-викторина. МУ «ГЧМБ»
24.04.2024. «Тень русской ветки»-книжная выставка, беседа. Абонемент.

24.04.2024. «Мистика Гоголя»-викторина. МУ «ГЧМБ».18:00

26.04.2024. «Путешествие с лягушкой»-мероприятие. Детский отдел. 10:00

26.04.2024. Диктант Победы. МУ «ГЧМБ». 12:00

26.04.2024. «Победа Весны»-музыкальный концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

29.04.2024. «Аделаида Котовщикова и ее книги»-библио-репортаж к 115-летию А.А. Котовщиковой (онлайн). Детский отдел.

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Яндекс.Метрика