«Как я умудрился стать иллюстратором комиксов? Для меня самого это загадка. В моем роду не было художников и писателей, мои родители не интересовались искусством. У них и образования-то не было. Я родился в штате Орегон в семье фермеров и ходил в школу, в которой был всего один класс и не было уроков рисования», — признавался Карл Баркс в одном из интервью. Родители Баркса были очень занятыми людьми, брату тоже было не до него. В детстве он не читал «Острова сокровищ» и не слышал имени Жюля Верна. Но любил рассматривать комиксы в газетах, которые приносили его родители, а потом перерисовывать их. А ещё разговаривать с животными на ферме, очеловечивать их и сочинять про них истории.
«К 16 годам я точно знал, что хочу быть художником комиксов больше, чем фермером», — говорил К. Баркс. Но выбирать не приходилось. У мальчика были серьёзные проблемы со слухом, учиться дальше он не мог. Мать умерла, и рядом не было никого, кто поверил бы в его мечту. Так что Баркс начал работать. Он брался за всё, что подворачивалось под руку: ухаживал за скотом, работал дровосеком и клепал металлические заклепки. Пытался пристроить свои рисунки в журналы. В 17 лет он придумал серию комиксов о незадачливом детективе. Но ему везде отказывали.
За что бы он тогда ни брался, у него ничего не получалось. И через несколько лет он изобразил таким же Дональда Дака — добродушным недотёпой с неудачными попытками заработать. К. Баркс учился иронии у рабочих и говорил, что лучшего чувства юмора, чем у простых трудяг, не встречал.
В 1935 году Карл Баркс решил снова испытать удачу и отправил рисунки на студию Уолта Диснея.
И работы приняли. Карл стал работать художником-фазовщиком, то есть прорисовывал фазы между кадрами, которые создавал мультипликатор. Это были часы монотонного и скучного труда. Чтобы ещё немного подзаработать, Баркс стал придумывать «гэги» (комичные, нелепые ситуации, которые должны смешить зрителей) для сценарного отдела студии. И получалось так здорово, что сценаристы переманили его к себе.
История Дональда Дака и его племянников
Дональд Дак родился на студии за год до прихода К. Баркса: селезень появлялся в отдельных мультфильмах о Микки Маусе. А в 1937 году стал главным героем короткометражки. Ещё через год обогнал Микки Мауса по рейтингу. Микки был положительным героем, сценаристы решили не менять его характер и придумали ему друга-забияку, который был бы с ним на контрасте.
Через какое-то время Карл захотел изменить характера Дональда Дака и наделил его своими чертами. Вместо того, чтобы и дальше использовать образ забияки, иллюстратор сделал из него внимательного, неравнодушного персонажа. Плутоватого, но неуклюжего. Зрители узнавали в нём себя: они смеялись над передрягами Дональда и при этом сочувствовали ему.
Чтобы оттенить самого Дональда, сценаристы придумали ему племянников — Хьюи, Дьюи и Луи. Баркс сделал их умниками, которые благодаря «Энциклопедии юных сурков» могут найти выход из любой ситуации.
Дядюшка Скрудж появился, когда сценаристы работали над рождественским мультфильмом. Карл Баркс вспомнил о персонаже Диккенса, старом скупердяе Скрудже. И подумал, что у Дональда тоже мог бы быть богатый и жадный родственник.
Фактически именно Баркс придумал вселенную Дональда Дака и населил её персонажами. С 1936 до 1942 год он создал больше 40 мультфильмов.
Долгие годы его имя оставалось неизвестным — правила Disney запрещали указывать художников и сценаристов. Поколения фанатов знали Карла Баркса только как «Хороший утиный художник». Тайна его личности раскрылась лишь в конце 1960-х, когда он отошёл от дел. Карл Баркс умер в 2000 году, чуть-чуть не дожив до ста лет.
«Перечитывая собственные истории, я понял, что заложил в них философские идеи, о которых в то время и не догадывался. Думаю, философия в моих комиксах консервативная. На мой взгляд, цивилизация достигла пика в 1910 году — с тех пор мы катимся под гору. Старая культура обладает такими качествами, каких новоделу не достичь. Взгляните на эти замечательные соборы и дворцы! Сейчас такое не строят. Мне кажется, стоит сохранить старые идеалы и методы работы — честь и честность» (Карл Баркс)
Утки в России
«Утиные истории» стали одним из первых диснеевских сериалов, показанных в Советском Союзе. А следом в СССР проникли и комиксы. С 1989 года издательство «Эгмонт» выпускало комиксы про Микки Мауса, а в начале девяностых линейку пополнили «Утиные истории», «Микки-детектив», «Русалочка» и «Аладдин». Несколько лет комиксы продавались во всех киосках, но со второй половины 1990-х их популярность сошла на нет. Возвращения Скруджа пришлось ждать почти двадцать лет — с осени 2016 года АСТ выпускает сборники классических комиксов Баркса и Росы.
Источники: Ионов, Алексей Кто придумал «Утиные истории»? Комиксы, с которых всё началось / Алексей Ионов // Мир Фантастики: сайт, 2018. — Текст : электронный. — URL: https://www.mirf.ru/comics/utinye-istorii-komiksy/. — (дата обращения: 24.12.22);
Терехова, Алина Как Карл Баркс 25 лет рисовал Дональда Дака, оставаясь в тени Диснея / Алина Терехова // МЕЛ : электронный журнал, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://mel.fm/zhizn/istorii/9764301-carl_barks. — (дата обращения: 25.12.22)