Три возраста, и в каждом есть услада. Весной избыток сил и чувств броженье, А ближе к осени успокоенье, И даже в старости своя отрада. (А.Б. Махов)
Еще при жизни Тициан Вечеллио да Кадоре был удостоен современниками звания «Короля живописцев и живописца королей». Его считали лучшим портретистом своего времени, а быть запечатленным на его холсте — означало обрести вечное бессмертие. Разбираемся, кого же увековечил великий Тициан на аллегорическом полотне позднего периода.
Тициан прожил долгую и плодотворную творческую жизнь, которая охватила период почти в три четверти бурного XVI века. Ему выпало пережить и годы наивысшего расцвета, и годы глубочайшего кризиса всей культуры Возрождения Италии. Будучи широко востребованным, он выполнял заказы королей и Римских Пап, кардиналов, герцогов, князей и был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было и 30 лет.
В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet», что в переводе гласит: «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему». Это послание, являющееся ключом к расшифровке аллегории этого полотна, и саму картину следует трактовать как завещание Тициана, обращенное к потомкам.
В отличие от «Трех возрастов», новая аллегория «Благоразумие» читается против часовой стрелки: слева — старец в красном колпаке, в центре — чернобородый зрелый мужчина, справа — юноша в профиль. Под этой триадой лиц изображено «трехглавое животное с головами волка, пожирающего прошлое; льва, олицетворяющего силу настоящего; собаки, пробуждающей лаем будущее».
До некоторого времени считалось, что на полотне были изображены: слева — Папа Юлий II или Павел III, в центре — герцог Альфонсо д’Эсте, справа — Карл V. Но исследователи творчества художника доказали, что работая над этой аллегорией, Тициан меньше всего думал об умерших когда-то правителях. И что не о смерти он размышлял, а о жизни, изображая себя и двух столь дорогих ему людей — любимого сына Орацио и юного племянника Марко Вечеллио.
Тициан нашел неординарный способ выразить триединство Благоразумия на своем полотне. Образ мужчины зрелых лет мастер по праву сопоставил образу властного льва — правителя этого мира; доверчивого юношу — образу молодой собаки, несущей свою службу; мудрого старца, хорошо знающего жизнь, при том немощного и одинокого — образу волка.
Как видим, ястребиный профиль Тициана, олицетворяющий прошлое, это то же лицо, что и на знаменитом автопортрете в Прадо, датируемый тем же периодом, что и «Аллегория». Тициану в то время было уже под 80. Понимая, что прошлое, как и будущее менее «реальны», нежели настоящее, художник все же изобразил его сияющим от избытка света.
В центре полотна — преданный сын Орацио Вечеллио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни. Тогда ему исполнилось 45 лет.
Третье же молодое лицо в профиль, олицетворяющее будущее, принадлежит племяннику художника — Марко Вечеллио, которого тот взял в дом и окружил заботой. К тому времени, когда Тициан писал «Аллегорию», ему было чуть более 20 лет. И, следовательно, он как бы выступает заключающим звеном трех поколений семьи Вечеллио.
В христианской иконографии трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его составных частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»). Язык символов использовали в своей работе многие художники, чтобы как можно точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Этот прием использовал и Тициан не только в этой картине.
Источники: Удивительные аллегории тициановской живописи: Кто послужил прообразами для «странной картины» гениального итальянца // Культурология : сайт. — Текст : электронный. — URL: https://kulturologia.ru/blogs/121117/36614/. — (дата обращения: 07.01.2023);
Алексеева, Алина Тициан. Аллегория Благоразумия / Алина Алексеева // Newsland, 2013. — Текст : электронный. — URL: https://newsland.com/post/2259301-titsian-allegoriia-blagorazumiia. — (дата обращения: 07.01.2023)