Вадим Габриэлевич Шершеневич родился в Казани 5 февраля 1893 года в семье профессора-юриста, крупного ученого-правоведа. После переезда с родителями в 1907 году в Москву будущий поэт учился в частной гимназии Поливанова. Затем поступил в Мюнхенский университет на филологический факультет; позже продолжил учебу в Московском университете.
Стихи Шерешеневич начал писать еще в гимназии и в восемнадцать лет, студентом, напечатал первую книжку — «Весенние проталинки» (1911), отмеченную сильным влиянием поэзии В.Я. Бальмонта и почти незамеченную критикой. Через два года вышел второй сборник — «Carmina» (1913), о котором с большой похвалой отозвался Николай Гумилев. В том же 1913 году Шершеневич обратился от символизма к футуризму. Вместе с Рюриком Ивневым и другими он создал группу эгофутуристов «Мезонин поэзии». До конца года он успел издать еще две книги стихов — «Романтическая пудра» и «Экстравагантные флаконы». В 1916 году, разочаровавшись в футуризме, В.Г. Шерешеневич начал разрабатывать собственное поэтическое направление, которое он тогда называл «имажионизмом». После революции он читал лекции по стихосложению в Пролеткульте и в отделе ИЗО Наркомпроса, вместе с В.В. Маяковским писал тексты для плакатов РОСТа. С В.В. Каменским и Рюриком Ивневым Шершеневич участвовал в создании Всероссийского союза поэтов, а затем, с мая 1919-го, более года был его председателем.
Еще в 1918 году Вадим Шершеневич сблизился с Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом. В 1919 году они учредили «Орден имажинистов». Вскоре вышел в свет их первый сборник «Явь». Как эта книжка, так и последующие выступления и акции имажинистов носили подчеркнуто скандальный характер. Цель их была «ударить по нервам», скандализировать мещан и обывателей. К этому вели как форма, так и содержание их поэзии. Объясняя особенности имажинизма, В.Г. Шершеневич писал: «Мы выкидываем из поэзии звучность (музыка), описание (живопись), прекрасные и точные мысли (логика), душевные переживания (психология). Единственным материалом поэзии является образ… Образ для имажиниста – самоцель».
Поэтическое кредо имажинистов: «Аритмичность, аграмматичность и бессодержательность — вот три кита поэзии грядущего завтра». Впрочем, в своей поэтической практике Вадим Шершеневич явно «не дотягивал» до «программы-максимум», ограничиваясь умеренными экспериментами в области графики и синтаксиса, главным образом повышая метафорическую насыщенность текста («100 образов на 100 строк»). «Имажинизм от Шершеневича» во многом близок сюрреализму. Любопытно, что в качестве своеобразного «поэтического образца» Шершеневич приводит («2×2=5») стихи французского поэта Сен-Поля Ру, которого сюрреалисты считали своим предтечей.
В развитие теории имажинизма каждый из учредителей внёс свою лепту. В. Шершеневич аллегорически характеризовал каждого из своих «собратьев» следующим образом. А. Мариенгоф объявлялся им жокеем имажинизма, С. Есенин – инженером, А. Кусиков – придворным шарманщиком, а Р. Ивнев – архимандритом нового течения.
Самым крупным поэтом «Ордена» был, конечно, Сергей Есенин. Собственные имажинистские сборники Шершеневича — «Крематорий. Поэма имажиниста» (1919) и «Лошадь как лошадь» (1920) — остались незамеченным. В последующие годы поэт выпустил книгу поэм «Кооперативы веселья» (1921), пьесу «Одна сплошная нелепость» (1922) и книгу о творчестве своих товарищей по ордену А. Мариенгофа, Р. Ивнева и С. Есенина «Кому я жму руку» (1921).
БЕЛЫЙ ОТ ЛУНЫ, ВЕРОЯТНО Жизнь мою я сживаю со света, Чтоб, как пса, мою скуку прогнать. Надоело быть только поэтом, Я хочу и бездельником стать. Видно, мало трепал по задворкам, Как шарманку, стиховники мук. Научился я слишком быть зорким, А хочу, чтоб я был близорук… Да, свинчу я железом суставы, Стану крепок, отчаян, здоров, Чтобы вырваться мог за заставу Мной самим же построенных слов!... Набекрень с глупым сердцем, при этом С револьвером, приросшим к руке, Я мой перстень с твоим портретом За бутылку продам в кабаке. И в стакан свой уткнувши морду — От луны, вероятно, бел! — Закричу оглушительно гордо, Что любил я сильней, чем умел. 1925
В 1926 году вышел сборник «И так итог», действительно оказавшийся последней поэтической книгой Вадима Шершеневича. Окончательный итог течению Шершеневич подвел в статье «Существуют ли имажинисты?». Главной для него к этому времени становится работа для театра. Его пьесы и скетчи шли на многих сценах Москвы. Перу Шерешеневича принадлежат переводы и переделки множества пьес, в том числе Софокла, Шекспира, Мольера, Брехта, новые либретто ряда популярных оперетт и несколько киносценариев. В середине 1930-х годов В.Г. Шершеневич работал над мемуарами «Великолепный очевидец. Поэтические воспоминания 1910 – 1925 гг.». В полном объеме они увидели свет лишь в 1990.
После начала Великой Отечественной войны больной туберкулезом Шершеневич уехал в эвакуацию в Барнаул, где и скончался в мае 1942 года.
Источники: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. С. 711-712.;
Рыжов, Константин Шершеневич / Константин Рыжов // Проза.ру, 2020. — Текст : электронный. — URL: https://proza.ru/2020/04/05/400. — (дата обращения: 04.02.23)