Наталья Игоревна Нестерова родилась 23 апреля 1944 года в семье архитекторов. Ключевую роль в становлении Нестеровой-художницы сыграл ее дедушка Николай Иванович, Наталья видела в нем первого и самого важного учителя. В молодости Николай Иванович окончил художественную школу и учился у настоящих гениев живописи — Константина Коровина и Леонида Пастернака. Секреты мастеров он раскрыл своей внучке. Рисовать Наталья начала в три года, а первой ее работой стал портрет деда.
Бабушка Анна Петровна была строгим, талантливым учителем русского языка. Она учила Наталью читать и писать, открыла для нее русскую литературу и привила любовь к стихам. Нестерова вспоминала, что в детстве играла с бабушкой в карты и раскладывала пасьянсы — так карты стали одним из важных образов в ее работах.
«Для меня мое детство было самым прекрасным временем — «сном» моей жизни. Наш дом был увешан дедушкиными картинами; открыв глаза, я оказалась в счастливом пространстве прекрасных пейзажей и натюрмортов, всегда они у меня перед глазами. С.М. Бархин, который пригласил нас работать в ГИТИСе, говорил, что в картину нужно зайти, походить в ней, подумать, полюбоваться и, выйдя, не выпускать ее из сердца. Дедушка Николай Иванович вдохнул в меня жизнь», — вспоминает Наталья Игоревна.
Наталья окончила среднюю художественную школу, училась в институте им. Сурикова, в 1969 году стала членом союза художников. Популярность приобрела среди российской интеллигенции в период застоя.
Так же как и многие мастера 70-х, Нестерова взяла на вооружение технику примитивизма, и «наивного искусства», с их характерными изобразительными средствами. Тематику также избрала простую и понятную для всех: праздничные события, гулянья, отдых, игры и прогулки. Упрощение и примитивизм в создании образов позволило создать Нестеровой целый мир фигуративной живописи, в центре которого находится изображение человека, не имеющего ничего общего с натурой.
В 1974 году в галерее на Кузнецком мосту прошла первая персональная выставка Н.И. Нестеровой, продлившаяся всего один день. Тогда художница завоевала любовь публики благодаря смелым картинам, которые шли вразрез с канонами соцреализма. Художница активно путешествовала по миру, жила в Америке и Европе. Особенно она любила Париж, о котором говорила так: «В Париже, например, я предпочитаю рисовать устрицы, которые обожаю, или Сену. А вообще мне хорошо пишется везде, где стоит мой мольберт».
Птицы, еда и маски
На картинах Натальи Нестеровой изображен мир маскарада и трагедии, мечты и печали, чудеса и сны. Неспроста самый частый образ ее картин — это птицы: «Мои птицы добрые, и ничего зловещего в них нет. Самое страшное на земле творит человек. И он же придумал, что птица предвещает что-то страшное. Если сова ухает — так это просто ее голос».
Наталья Игоревна любила рисовать еду и все, что с ней связано. Рынки, рестораны и застолья нередко становятся чуть ли не самостоятельными персонажами ее картин. Сама художница говорила, что шумный базар — это символ изменчивого мира, а чревоугодие она называла «самым простительным пороком». На картинах Нестеровой пируют все: от библейских персонажей до простых горожан, от небесных ангелов до Адама и Евы.
Часто лица людей на картинах Нестеровой либо изображены с закрытыми глазами, либо вообще спрятаны. Они виднеются сквозь букеты цветов, листву или яства, иногда скрыты за птичьим крылом. Такое решение придает работам особую театральность, как будто это игра. Сама художница говорила: «Поворачивая персонажей картин спиной к зрителю, я даю возможность людям придумать что-то свое — любую личность, любое лицо, любой характер».
С 1980-х годов язык живописи Нестеровой постоянно усложнялся — и на уровне манеры, и на уровне сюжетов и аллегорий, у нее появились большие библейские и евангельские циклы, так что стало понятно, что все семидесятнические «кафе» и «трапезы» были на самом деле «браками в Кане Галилейской» и «тайными вечерями», все печальные парочки — «адамами и евами», а сады, тогдашние Летний и Нескучный, нынешние Версаль и Центральный парк, говорят о потерянном рае, ностальгией по которому проникнута христианская культура.
Потерянные люди в потерянном раю Натальи Нестеровой из своего семидесятнического парадиза, задыхаясь, шепчут нам, что подлинным объектом ностальгии может быть не время и не место, а герой, который никогда не вернется.
Источники: Герчиков, Дмитрий Наталья Нестерова. Памяти мастера: 10 фактов о художнице поколения 1970-х / Дмитрий Герчиков // Сноб, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://snob.ru/culture/natalya-nesterova-pamyati-mastera-10-faktov-o-hudozhnice-pokoleniya-1970-h/. — (дата обращения: 22.04.2023);
Толстова, Анна Потерянный человек в потерянном раю. Памяти Натальи Нестеровой / Анна Толстова // Коммерсант, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5513563. — (дата обращения: 22.04.2023)