Лев Натанович Лунц родился 2 мая 1901 года в семье известного фармацевта Натана Яковлевича Лунца и пианистки Анны Ефимовны Рабинович.
По окончании в 1918 с золотой медалью 1-й Санкт-Петербургской гимназии Лев Лунц поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Через год, сдав экстерном экзамены за три курса, был переведен на 4-й. Одновременно занимался на факультете новых языков, в Литературной студии при Доме искусств. В конце 1921 года был принят на работу в Институт истории искусств научным сотрудником 2-й категории по разряду истории словесных искусств.
В начале 1922 окончил этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук университета; оставлен на кафедре романо-германской литературы для научной работы. Обладая блестящими способностями, глубокими знаниями в области литературы, талантом исследователя, Лунц бесконечно много обещал.
Писать начал с 18 лет. Литературная деятельность Л.Н. Лунца была недолгой, но необычайно разнообразной. За четыре с небольшим года он успел написать несколько десятков произведений: пьесы, рассказы, киносценарии, теоретические и исследовательские статьи, эссе, рецензии. «Лунц не вошел, а стремительно влетел в литературу, легко перешагнув порог распахнувшейся двери», — вспоминал В. Каверин.
Имя Лунца стало известно в первую очередь в связи с литературной группой «Серапионовы братья» (1921−29). Одним из организаторов, теоретиком и душой группы был Лев Натанович. «Без него [Лунца] не обходилось ни одно сборище, он, конечно, был душой «Серапионов. Юноша-фавн запомнился как перепроизводство энергии. Он был человек огромного темперамента и мгновенных реакций. <…> Это был ум деятельный, не терпящий вялости и покоя», — писали Н.Н. Берберова, О.Д. Форш и Н.К. Чуковский
Занятия в студии, дружба с М. Горьким, высоко оценивавшим его талант, сыграли значительную роль в становлении Лунца-писателя. Творчество писателя развивалось в русле поисков формальной школы 1920-х, в произведениях ощутимо влияние идей Е. Замятина, В. Шкловского, студийных наставников и друзей-«серапионов». Все работы подчинены единой цели: поиску новых форм современной литературы. Первые произведения, посвящены вопросам драматургии и сценического искусства, появились в газете «Жизнь искусства» в конце 1919: «Об инсценировке сатирических романов» (4−5 ноября), «Детский смех» (30 ноября); ряд статей 1920: «Творчество режиссера» (9 января), «Театр Ремизова» (15 января), «Мариводаж» (16, 19, 21 января).
В 1920 рассказ Льва Лунца «Врата райские» получил третью премию на конкурсе Дома литераторов. Текст не сохранился, но некоторое представление можно составить по отчету жюри, где рассказ охарактеризован как «вещь гротескная, в которой чувствуется связь с Гоголем и Достоевским, связь, осложненная современными приемами игры с формами. <…> В авторе виден человек, искушенный в вопросах литературной формы» (ИРЛИ).
За пятилетнюю творческую деятельность вышли его рассказы: «В пустыне», «Родина», «Исходящая № 37», «Рассказ о скопце», «Хождение по мукам», «Через границу», фельетоны «В вагоне», «Верная жена», «Патриот». Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» упоминает также «уморительно смешную повесть молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щётку». Речь, очевидно, шла о рассказе «Через границу», сюжет которого заметно перекликается с сюжетом «12 стульев».
Его пьесы остросюжетны и формально новы. Пьеса «Бертран де Борн» начата как водевиль и кончена как трагедия. «Обезьяны идут!» — вещь, сделанная в традициях немецкого романтического театра с его игрой на смешении условного представления с реальностью зрительного зала; финал пьесы предусматривает вступление публики на сцену: то, что делал Мейерхольд в одной постановке, но неудачно. У Лунца такой ход подготовлен весьма искусно; неизвестно, как вышло бы в театре, пьеса не была поставлена. Интересна даже и вне формальных приемов пьеса «Вне закона», в которой вождь народного восстания превращается в нового тирана. Эту пьесу уже подготовили к постановке, но в последний момент запретили –по распоряжению либерального наркомпроса Луначарского. Последней его пьесой была «Город равных» — о перспективах коммунизма, вещь, прежде всего, умная. Перспективы известны: неисполнимая утопия, пробуждающая в человеке ветхого зверя, без чего, увы, и не прожить.
Одним из серьезных увлечений писателя был кинематограф, близкий ему своим динамизмом. Еще в Петербурге для импровизированных пародийных представлений, устраиваемых им в Доме искусств, он написал несколько киносценариев и сценарий для приключенческого фильма «Завещание царя». В последний год жизни создал киносценарий «Восстание вещей».
В 1923 году проявились первые признаки болезни сердца, которая заставила Лунца всю зиму пролежать в постели. Добившись научной командировки в Испанию, уехал лечиться в Германию, где проживали его эмигрировавшие ранее родители. Впечатления о жизни русских эмигрантов в Берлине послужили основой для автобиграфического эссе «Путешествие на больничной койке». В последние месяцы создавалась и задуманная ранее пьеса «Город Правды». Одна из последних значительных работ Льва Лунца — незавершенная теоретическая статья, содержащая характеристику «Серапионовых братьев» по их приверженности к западным либо восточным традициям литературы.
После безуспешного лечения Л.Н. Лунц скончался от воспаления мозга. В некрологе «Памяти Лунца» Горький охарактеризовал его как большого, оригинального художника: «Живи он, работай <…> русская сцена обогатилась бы пьесами, каких не имеет до сей поры. В его лице погиб юноша, одаренный очень богато, — он был талантлив, умен, был исключительно — для человека его возраста — образован»
В 1930-е годы творчество Лунца оказалось забыто и вычеркнуто из истории русской советской литературы. 11-томная Литературная энциклопедия в 1932 году поместила статью о писателе, где он назван «воинствующим буржуазным индивидуалистом» и «типичным выразителем идей либеральной буржуазной интеллигенции предоктябрьской формации».
Монографии, посвященные Л.Н. Лунцу, вышли в Сербии и Польше. В России издали наиболее полное собрание произведений «Литературное наследие» только в 2007 году, то есть более чем через сто лет со дня его рождения.
Источники: Парамонов, Борисов Русский европеец Лев Лунц / Борис Парамонов // Радио Свобода, 2006. — Текст : электронный. — URL: https://www.svoboda.org/a/271450.html. — (дата обращения: 01.05.2023);
Кукушкина, Т. Лунц Лев Натанович / Т. Кукушкина // Книжная лавка писателей : сайт, 2023. — Текст : электронный. — URL: https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/i-933/lunc-. — (дата обращения: 01.05.2023);
Безелянский, Юрий Юный гений / Юрий Безелянский // Алнф : ежеквартальный международный еврейский журнал, 2013. — Текст : электронный. — URL: http://www.alefmagazine.com/pub3330.html. — (дата обращения: 01.05.2023)