Эпоха Возрождения явила миру творца, чья универсальность, величие и глубина гения намного возвышают его над плеядой талантливых современников. Микеланджело был одновременно «великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом».
Он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства.
Пьета. Мрамор.1498-1499. Собор Святого Петра, Ватикан
Его долгая жизнь совпала не только с порой яркого расцвета гуманистической культуры Ренессанса, но и со временем ее заката. Прожив 89 лет, Микеланджело всю свою сознательную жизнь более всего почитал труд, творчество, искусство. «Самый жизненный мой интерес – это как можно лучше исполнить свою работу. Все остальное проходит как дым», — говорил он.
Потолок Сикстинской капеллы,1508-1512
Часто Микеланджело приходилось слышать от современников о своей эпохе: «Это гиблое время для художника, потому что человеческий разум исчерпал свои возможности. Все, что можно было узнать, уже узнали, все, чего можно было достичь, достигнуто, все, что мыслимо изобрести, изобретено». Но скульптор возражал им: «Это совсем не правда. Человеческий разум рождается вновь всякое утро, вместе с восходом солнца. Человечество придумает машины, предложит идеи, которые пока непостижимы для нас. Человеческий разум никогда не заставят склониться, его работу не остановят, он будет крепнуть и развиваться, пока не угаснет солнце».
В 2020 году исполнилось 545 лет со дня рождения Микеланджело Буонарроти.
Литература:
1. Микеланджело// С веком наравне: рассказы о картинах:т.3.-М.:Молодая гвардия,1990.-С.44-51.
2. Жизнеописание Микеланджело Буонарроти, флорентийца, живописца, скульптора и архитектора//Дж. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения.-СПб.: ТО «Пальмира»,1992.-С.291-375.
3. Микеланджело//Скляренко В.М. 100 знаменитых художников, XIV-XVIII в.в..-Харьков: Фолио,2002.-С.294-304 -(100 знаменитых).
4. В. Дажина. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. -М.: Искусство,1986.-215с.:ил.
5. Микеланджело: поэзия, письма, суждения современников/ Сост. В.Н. Гращенков.-2-н изд., доп..-М.: Искусство,1983.-451с.:ил.
6. Л. Хойзингер. Микеланджело. Очерк творчества/ Пер. с немецкого М.И. Свидерской. -М.: Слово,1998.-80с.:ил.
7. Образ мышления Микеланджело//Э.Гарэн. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. -М.: Прогресс,1986.-С.296-331.
8. И.А. Смирнова. Искусство Микеланджело в восприятии современников//Искусство Западной Европы и Византии.-М.: Наука,1978.-С.77-90.
9. Микеланджело//Л.Д. Любимов. Искусство Западной Европы: книга для чтения.-М.:Просвещение,1982.-С.236-268.