Пётр Дмитриевич Боборыкин — писатель, драматург, журналист, публицист, критик и историк литературы, театральный деятель, мемуарист, переводчик, почётный академик – родился 27 августа 1836 года в Нижнем Новгороде.
Выходец из типичной помещичьей семьи, он получил отличное образование – сначала на юридическом факультете Казанского университета, затем в Дерпте, где готовился к карьере ученого химика и медика и составил собственное «руководство по животно-физиологической химии», и, наконец, в Петербурге, где успешно выдержал кандидатские экзамены «по разряду административных наук». Превосходно владея основными европейскими языками, объездил весь Старый свет, располагая обширными познаниями в философии, естествознании, политических дисциплинах, в изобразительном и театральном искусствах, он слыл одним из культурнейших людей своей эпохи, умелым рассказчиком и интересным собеседником, хранителем традиций старорусской дворянской просвещенности. Длительное время прожил за границей, где познакомился с Э. Золя. Э. Гонкуром, А. Доде.
Занятия литературой он начал рано: первые его пьесы – «Фразеры» (1858), «Однодворец» (1860), «Ребенок» (1861), «Старое зло» (1861) – увидели свет столичной и провинциальной рампы, вызвали доброжелательные отклики прессы, а роман «В путь-дорогу» (1862-1864) заявил о Боборыкине как об очень перспективном прозаике, верном заветам отечественного реализма.
Внимание публики почти неизменно сопутствовало и появлению последующих сочинений писателя: романов «Земские силы» (1865) и «Жертва вечерняя» (1868), «Солидные добродетели» (1870) и «Дельцы» (1872), «Китай-город» (1882) и «Из новых» (1887), «Василий Тёркин» (1892) и «Тяга» (1898), повестей «По-американски» и «Поддели», «Однокурсники» и «Исповедники», многочисленных рассказов, пьес, очерков, философских и литературно-критических статей, театральных рецензий и учебников актерского искусства, основательного исследования «Европейский роман в XIX столетии» и мемуарных книг «Столицы мира», «За полвека», «Итоги старейшего». Работал в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская мысль», «Артисте» и в других изданиях. Был редактором-издателем журнала «Библиотека для чтения» (1863—1865) и сотрудничал с «Русской сценой».
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в прессе. Боборыкин объяснял, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения части общества, которая занимается интеллектуальной деятельностью. Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не «работников умственного труда». По его мнению, российская интеллигенция — это особый морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся представители разных профессиональных групп, различных политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу. С этим смыслом понятие «интеллигенция» пришло обратно на Запад, где стало считаться чисто русским.
Роман «Китай-город» — одно из наиболее известных произведений П. Д. Боборыкина. Он изначально задумывался как роман-исследование, летописный документ, посвященный быту и нравам москвичей своего времени. Это произведение интересно не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Боборыкину приписывают изобретение закусочного салата «Ерундопель», впервые представленного на страницах «Китай-города». В романе почти с научной точностью описываются детали купеческого быта, кулинарные предпочтения, интерьер, повседневные обязанности и привычки купцов и дворян на фоне предчувствий грядущих и происходящих в романе социально-политических изменений. Все это служит основной задаче писателя — обоснованию концепции исторической роли Москвы в последней трети XIX века.
Репутация Боборыкина к рубежу столетия была, надо полагать, настолько устоявшейся, что его избрание в почетные академики прошло вполне успешно. Сам же писатель, рассказом «Грозные дни» (1906) и романом «Великая разруха» (1908) успев взволновано откликнуться на события первой русской революции и последовавшую затем реакцию, вскоре покинул Россию и тихо угас в швейцарском городке Лугано за несколько дней до своего восьмидесятипятилетия.
Источники:
- Чупринин, С. Труды и дни П.Д. Боборыкина//Боборыкин, П.Д. Сочинения: Т.1.-М.: Худож.лит,1993.-С.5-26
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87