Евгений Валерьевич Гришковец – российский писатель, драматург, режиссер, актер, создатель собственного авторского театра. В его драматургии нет конфликта в привычном понимании этого слова, но каждая постановка выстраивается таким образом, что с первых минут повествования внимание зрителя оказывается полностью во власти автора.
17 февраля 1967 года в молодой семье студентов второго курса Валерия и Софьи Гришковец появился первенец Женя. Родители мальчика часто переезжали из одной съёмной квартиры в другую, но эти моменты не казались ему негативными. Всё потому, что мама и папа всегда жили дружно и везде брали сына с собой, будь то учёба или работа. Несмотря на скромный материальный доход, Женя всегда считал свою семью самой благополучной.
Несколько лет Гришковцы прожили в Ленинграде по причине учёбы отца в ФИНЭК, но затем снова вернулись в Кемерово, где мальчик вначале окончил гимназию, а затем стал студентом филологического факультета Кемеровского государственного университета.
На втором курсе студента призвали на воинскую службу, которая проходила в рядах Тихоокеанского флота: на Русском острове и в посёлке «Заветы Ильича» (Советско-Гаванский район). Впоследствии воспоминания о годах службы стали основой для первого моноспектакля.
Гришковец-драматург
В родном городе он организовал театр «Ложа», выпустивший за 7 лет существования 10 спектаклей, которые пользовались успехом у зрителей как в России, так и за рубежом. К 1998 году идея театра «Ложа» начала изживать себя, времени им заниматься становилось все меньше. Тогда он решил уехать из Кемерово. В этот период возник спектакль «Как я съел собаку», зрительская аудитория которого составила всего 17 человек, но этот момент Евгений Гришковец считает поворотным в своей судьбе.
Позднее с этой постановкой драматург побывал на гастролях во многих городах России, от Владивостока до Калининграда. Тогда же выкристаллизовались главные черты авторского театра Гришковца, его интерес к публике, который он выражает буквальным способом – первые 10 минут каждого выступления не выключает в зрительном зале свет, чтобы подробнее рассмотреть пришедших на спектакль людей.
Всего за 4 года Евгений Гришковец превратился из приезжего режиссера в любимца публики. За первый спектакль драматург удостоился премии «Золотая маска». Следующая его работа, названная «ОдноврЕмЕнно», повторяет успех дебютной постановки и в полной мере раскрывает творческую манеру Гришковца-драматурга.
Пьесы Евгения Гришковца наследуют лучшие традиции русской литературы, в них прослеживаются интонации Антона Чехова, Василия Шукшина, тонкая ирония и монологи Сергея Довлатова.
Как удачно отметил литературный критик Ян Шекман, проза Евгения Гришковца является лучшим лекарством для человека, уставшего от жизненной гонки, за которой он не успевает остановиться и взглянуть на себя в зеркало. Но, соприкасаясь с отражением собственной жизни в литературных героях Е.В. Гришковца, зритель понимает, что даже незначительные эпизоды, если посмотреть на них с юмором и наблюдательностью, приобретают новый глубокий смысл.
В 2014 году вышел спектакль «Прощание с бумагой», в котором Гришковец размышляет о том, как электронные носители вытесняют бумажные. Пустота, по мнению автора спектакля, сопровождает технический прогресс и ведет каждого отдельного человека к небытию. Через год Гришковец представляет спектакль «Шепот сердца», где вполголоса, даже шепотом, автор рассуждает о жизни от имени «сердца». Во многих постановках автор использует излюбленную форму общения с публикой – монолог.
Гришковец-прозаик
Евгений Гришковец является автором нескольких романов. Первыми литературными произведениями, написанными не для сцены, стали «Записки русского путешественника» и «Зима», за которые автор получил в 1999 году премию «Антибукер» как за наброски к пьесам.
Книга «Рубашка» была выпущена в Москве в 2004 году. В этой работе перед читателем раскрывается уже знакомый мир Гришковца, наполненный размышлениями о сути вещей, беседами, остроумными жизненными ситуациями и оптимизмом, который неизменно помогает главному герою находить выход из любых сложных обстоятельств.
Повесть «Реки» была издана год спустя. Она посвящена теме любви к малой родине. В 2006 году отдельной книгой были изданы все существующие на тот момент пьесы Гришковца. Кроме того, Евгений написал и издал сценарий фильма «Сатисфакция».
2006 – 2007 – сборники «Планка» (8 рассказов, написанных от первого лица) и «Следы на мне» (9 рассказов, связанных темой детства и юности).
К 2008 году был готов к выходу роман «Асфальт». Мнения читателей и рецензентов по поводу этой книги разделились, но в целом литературное произведение было принято тепло. Сюжет выстроен вокруг обыденной жизни героя Миши, который узнает о самоубийстве давней знакомой Юли. Произошедшее ломает весь уклад его жизни. Работа, жена, дети, друзья, прошлое, жизнь… — на все герой смотрит уже под другим углом. В этом же году появилась пьеса «Дредноуты», по которой Гришковец создал моноспектакль.
В 2010 году вышла повесть «А … а». Рассуждение о том, как русский человек видит Америку. В 2014 автор выпускает сборник «Боль», которая включает повесть «Непойманный» и два рассказа.
В 2012 году Евгений Валерьевич написал эссе «Письма к Андрею. Записки об искусстве». По его словам, эта книга — попытка ответить на вопрос, что такое дает искусство человеку любящему его, способному тратить свое время и силы на музыку или литературу. «Так получилось, что перед тем как начать писать я почти год изучал его дневники, которые он начал вести в начале 1970 года, на подготовительном этапе фильма «Солярис». И эти записи произвели на меня неизгладимое впечатление. Я читал страницу за страницей, у меня появлялось ощущение диалога с Тарковским, как будто бы я читал не его записи, а беседовал я с ним. Меня удивило и то, что в наших мировоззренческих деталях — от ощущения эпохи до ощущения окружающего мира, искусства, одиночества – совпадало очень многое»(Е.В. Гришковец)
Отдельный пласт литературы, созданной Е.В. Гришковцом, составляют книги на основе дневниковых записей в интернет-ресурсе «Живой журнал». Таких книг за 10 лет (с 2008 по 2017 годы) было издано 8: « Год жжизни», «Продолжение жжизни», «151 эпизод ЖЖизни», «От жжизни к жизни», «Почти рукописная жизнь» и «Одновременно: жизнь», «Избранные записи», «Лето-лето и другие времена года». Из них самой интересной является «Почти рукописная книга» (2013), написанная по следам экспедиции 2012 года «Русская Арктика» на корабле «Профессор Молчанов». Писатель был участником этой экспедиции в дальнее Заполярье.
В 2021 году Е. Гришковец издал большой эпический художественный труд «Театр отчаяния. Отчаянный театр. Мемуарный роман». Он имеет автобиографическую основу, как и спектакль «Предисловие», созданный на его материале в том же году.
Самыми свежими литературными изданиями автора являются появившиеся в 2021 году эссе «Водка как нечто большее» и сборник «Узелки». Книга «Узелки», написанная во время covid-карантина, состоит из 8-и глав, посвящённых воспоминаниям о самых острых и жгучих событиях, которые есть в жизни каждого человека и которые по разным причинам не уходят из памяти.
Гришковец — музыкант и актёр
Еще одна грань творчества Евгения Гришковца раскрылась в 2002 году. Драматург записал альбом совместно с группой «Бигуди», исполняющей электронную музыку. Сам Евгений признался, что не умеет петь, но любит слушать, как поют другие.
В своем желании приобщиться к этому искусству он разработал концепцию вплетения в музыкальную фактуру голоса непоющего человека, который читает текст, где смысловая нагрузка ощутимо выше, чем общепринятые тексты популярных песен. Фактически это небольшие эссе, прочитанные под музыку и организованные в куплетную форму. Одной из таких работ стал трек «Настроение улучшилось».
В 2008 году совместно с Ренарсом Кауперсом из группы «Brainstorm» Гришковец записал свою версию песни «Альянса» «На заре». А в 2013-м совместно с грузинским коллективом «Мгзавреби» он записал альбом «Ждать жить ждать».
Увлечённость Е.В. Гришковца зрелищными видами искусствами привела его не только на сцену, а и на съёмочную площадку. В кинематографе у него немало работ – полтора десятка фильмов, хотя главных ролей – две. Это литредактор Александр Семёнович в украинской картине «Окна» (2009) и бизнесмен Саша в «Сатисфакции» (2010). В последней ленте он является, плюс ко всему, сценаристом и продюсером.
Глядя на то, как развивается творчество драматурга, режиссера, актера, писателя, музыканта Евгения Валерьевича Гришковца, можно с уверенностью сказать, что он еще не раз удивит всех своим многогранным творчеством.
Источники: Тюшина, Екатерина Творческое многообразие Евгения Гришковца / Екатерина Тюшина // Проза.ру, 2018. — Текст : электронный. — URL: https://proza.ru/2018/03/19/390. — (дата обращения: 17.02.23);
Крижевский, Алексей «Я устал изображать» Евгений Гришковец о своей книге «Письмах к Андрею», внутреннем родстве с Тарковским и подробностях выкупа архива режиссера на торгах в Лондоне / Алексей Крижевский, Евгений Гришковец, Дмитрий Проскуровский // Газета.ру, 2012. — Текст : электронный. — URL: https://www.gazeta.ru/culture/2012/12/12/a_4888741.shtml. — (дата обращения: 17.02.23)