Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, сменивший впоследствии свое третье имя на Амадей, в честь любимого композитора Моцарта, родился в Кёнигсберге, в семье прусского королевского адвоката.
Можно без преувеличения сказать, что история жизни Эрнста Гофмана – это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство как человека и художника. Гофман сверхзадачей своего творчества ставил стремление выразить поэтический дух природы. Творчество Гофмана, его мотивы повлияли на многих русских писателей: Пушкина («Гробовщик» и «Пиковая дама»), Лермонтова («Штос»), Гоголя («Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»), Достоевского («Двойник»). О Гофмане писал Белинский, называя его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.
Двойственность восприятия мира отражена в целом ряде произведений Гофмана. Это, прежде всего, сказочная новелла «Золотой горшок». Действующие лица в «Золотом горшке» — современники Гофмана, а действие ее происходит в реальном Дрездене начала XIX века. Герой новеллы – студент Ансельм, чудаковатый неудачник, у которого бутерброд падает обязательно намасленной стороной, а на новом сюртуке непременно появляется жирное пятно. Мечтатель Ансельм наделен «наивной поэтической душой», и это делает для него доступным мир чудесного и сказочного. Столкнувшись с ним, и Ансельм начинает вести двойное существование. Вся сказка полна переплетений сказочно-фантастического с реальным. Исследователи Гофмана полагают, что по тексту сказки можно воссоздать топографию улиц Дрездена начала XIX века. Гофман блестяще воплотил в сказке философскую идею о воплощении царства поэтической фантастики в мире искусства, в мире поэзии. Особую атмосферу, особый настрой и аромат этой сказке придает ироническая интонация автора, которая органически пронизывает все повествование. Благодаря этой иронии, у читателя не остается сомнений в том, что единственная реальность – это наше земное бытие, а сказочное царство – всего лишь жизнь в поэзии. Устами многих своих персонажей Гофман пытается донести до читателя важную для него мысль: нет ничего более невероятного, фантастичного, чем то, что ежедневно совершается в реальной жизни.
Творческий путь Гофмана подобен короткому, но яркому пути кометы. Трудно переоценить влияние Гофмана на мировую литературу. Его творчество до сих пор глубоко волнует умы и души, заставляя более пристально вглядываться в человеческий мир – внутренний и внешний, призывая порой и к переоценке «устоявшихся» понятий и мнений. Книги Гофмана всякий раз читаются по-новому, открываются все повороты мысли и фантазии автора, они открывают читателю многообразие мира, показывая пути к обладанию подлинным богатством мироздания. Он и сегодня – один из самых читаемых немецких авторов XIX века, его сочинения издаются и переиздаются.
Литература:
Книги-юбиляры 2010/автор-составитель О.Н. Кондратьева.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010.-32с.-(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер2 Выставка в школьной библиотека; Вып2)