Село Константиново находится на рыбинской земле Рязанского края, на высоком берегу русской реки Оки — небольшое, как и многие российские селения, с домиками в два ряда, с широкой улицей, с церквушкой. Образ Сергея Есенина неразрывно связан с природой этого края. Края, с которого он начал свой недолгий, но такой яркий земной путь.
Издалека показалась колокольня церкви Казанской Божьей Матери, той, в которой когда-то в далеком 1895 году, на третий день после рождения, был крещен маленький Сережа, и там же он был тайно отпет отцом Иоанном, который, никогда не верил в великий грех, совершенный Есениным в ленинградской гостинице «Англетер».
Сегодняшнее Константиново все больше приобретает вид дачного села. Но все-таки оно дышит, и к весне оживают оставленные на зиму домишки. Это крупный музейный центр, открытый к 70-летию со дня рождения Сергея Есенина.
Берегом Оки неспешно двигаемся к выстроившихся в ряд крестьянским избам, похожих с лиц друг на друга. Хорошо видна уже восстановленная церковь. А еще совсем недавно, она, разрушенная, сиротливо «вглядывалась» в окскую даль, словно ждала своего заступника. И дождалась! Засверкал новой кровлей церковный купол, поднялась ввысь новая колокольня. Александра Александровна , сестра Сергея Есенина, вспоминала: «С церковью, колокольным звоном была тесно связана вся жизнь села». А как же еще? В селе всегда был храм!
А вот и есенинский дом смотрит тремя оконцами на сельскую церковь. «Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…», — напишет Есенин в одном из своих последних стихотворений.
У входа в полисадник и поныне растет огромный тополь, посаженный Сергеем Есениным в один из его приездов в Константиново. Этот тополь еще «юношей» запомнил поэта в его последний приезд в родное село осенью 1925 года, и был свидетелем горьких материнских слез по погибшему сыну. И еще долгие годы жил вместе с матерью поэта, словно бережно охраняя и без того зыбкий покой домашнего очага.
Высокие ступеньки крыльца поднимают нас в сени с чуланом-вышкой. На бревенчатых стенах крестьянская утварь — то без чего не мыслилось не одно крестьянское хозяйство — серп да коса, стиральная доска да коромысло с ведрами.
Переступая порог есенинского дома, нет ощущения того, что ты находишься в музее. Будто бы ты гость званный. Открываю плотную дверь из сеней в переднюю и вот он, покой домашнего очага. Тихо. Только беспокойный маятник часов «нагоняет» время. Часы те самые «есенинские», бой которых слышал поэт — часы удалось спасти от пожара в 1922 году. Время не остановилось – оно идет…
Кто вырос в деревне и кто видел обстановку деревенского дома, тот хорошо представит себе и убранство есенинского дома. Нет крестьянской избы без чисто выбеленной печи. В есенинском доме их две — русская печь справа, а «столбок», что топили для тепла — с левой стороны. Русская печь занимает «доброе» место в доме, разделяя собой небольшую кухню с нехитрой поварской утварью и спальню Татьяны Федоровны. Протопка русской печи — дело каждодневное: без нее обед не приготовишь. А вот для тепла, если схолодает, и столбок пригодится — небольшая печурка, но тепло быстро дает.
У входной двери на вешалке простенькая одежонка — шуба, да доха на быстрый выход во двор; деревянная кровать у окна.
Находясь в есенинском доме, ни на минуту не покидает тебя ощущение того, что вот-вот откроется дверь — и с охапкой березовых дровец зайдет в дом Татьяна Федоровна, и заиграет пламя в печном столбике, наполняя дом теплом; заработает на углях самовар, «подгоняя» чаевничать. Простенький, нехитрый уют крестьянской избы, а такой близкий и родной…
Вышли во двор, где среди рощи «березового ситца» возвышается белого мрамора бюст Сергея Есенина, он удивительно красив он на фоне белоствольных берез, которые он с такой любовью воспел в своих стихах. В кронах берез огромное количество черных грачиных гнезд, сейчас временно их заняли вороны.
Экскурсовод заметил: «Одно время решили всем скопом бороться против грачиного племени — снимали гнезда. Да вот только с каждым годом гнезд становилось все больше и больше. Решили бросить это занятие». И теперь грачиная колония у дома Есениных — «своя» достопримечательность.
Продолжение следует…
Надежда Шарова