27 декабря исполнилось 190 лет со дня рождения Павла Третьякова, предпринимателя, коллекционера, основателя Третьяковской галереи и подлинного мецената. Его именем русское искусство гордится не меньше, чем именами прославленных художников, писателей, композиторов.
Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 году в большой купеческой семье. С детства отличаясь тягой к уединению, Павел Михайлович уже в 15 лет вел семейную бухгалтерию, а после смерти отца взял на себя все его коммерческие дела. Он занимался всеми видами предпринимательства: выпускал ткань, владел лавками, магазинами, имел в Москве шесть доходных домов и управлял Московским коммерческим банком.
Работоспособность Павла Михайловича была колоссальная. Он ежедневно вставал в 6 утра летом купался или гулял, зимой под чашку кофе работал в кабинете, хотя бы на полчаса заходил в галерею, и в 9 утра, к приходу сотрудников, уже был в конторе. В три часа ему подавали лошадь, и он ехал в это здание на Ильинке в Московский коммерческий банк. А потом заходил в свой магазин, он был неподалёку. После обеда, если не ехал на заседание или в театр, опять работал в конторе. И затем до вечера, до глубокой ночи – с книгами в кабинете.
Павел Михайлович Третьяков вел размеренную жизнь целеустремленного коммерсанта. Кстати о целеустремленности – в 27 лет в первом завещании он написал, что 100000, оставленные отцом, передает брату и сестрам, а 150000, заработанные лично, оставляет на устройство в городе общественной художественной галереи, и 40 лет методично собирал картины для этой галереи.
Павел Третьяков задумывался о создании галереи рано, когда у него и десятка полотен не было. Всегда планировал передать ее городу, но городу это значит никому, поэтому он не торопился отдавать детище. Брат Сергей умер рано – в 58 лет, и по завещанию оставил свою половину дома в Лаврушинском, свою коллекцию живописи и 100000 рублей на создание городской картинной галереи, и здесь уже честнейший Павел Михайлович медлить не мог: через месяц он оформил передачу городу галереи и собрания живописи, куда вошли картины его и брата.
Как всякий коллекционер, Павел Михайлович считал свое собрание образцовым, наиболее полно отражающим развитие русской живописи, даже просил после смерти коллекцию не пополнять, мол, все лучше он купил, картин и так полторы тысячи, больше зритель не выдержит. Можно было сохранить мемориальный дом в знак уважения к основателям, и картинную галерею с развеской хозяина. Развеске Павел Михайлович придавал огромное значение – он по много раз перевешивал, подбирая соседей, свет, положение, но пошли по другому пути.
Вскоре после смерти Павла Михайловича перестроили фасад в русском стиле по проекту Васнецова, а директор галереи Грабарь перевесил картины сообразно академической логике, чтобы проследить все этапы развития русской живописи. От первоначальной галереи осталось название, выведенное вязью на фасаде: «Городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых».
Имя Сергея Михайловича Третьякова, хоть и не на слуху, не ушло не из названия галереи, не из культурного обихода. Так как галерея из частного начинания стала крупным государственным музеем, перед входом поставили сначала Ленина, затем Сталина и только в 1980 году гранитного основателя. Это работа скульптора А.П. Кибальникова.
В Городской Черноголовской Библиотеке проходит книжно-иллюстративная выставка «Я покажу тебе искусство», посвященная 190-летию П.М. Третьякова.
Источники: Павел Третьяков // Минкультуры России : сайт, 2013-2022. — Текст : электронный. — URL: https://www.culture.ru/persons/9384/pavel-tretyakov. — (дата обращения: 27.12.22);
Легенды Замоскворечья. Павел Третьяков // Raven-yellow.livejournal, 2019. — Текст : электронный. — URL: https://raven-yellow.livejournal.com/313600.html. — (дата обращения: 27.12.22)