Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, французский живописец и график, основатель направления романтизма во французской живописи.
Родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года, в состоятельной семье, получил классическое образование в Императорском лицее. Предполагают, что он был побочным сыном всесильного Талейрана, который неизменно покровительствовал художнику. Оставшись в шестнадцать лет сиротой, поступает в мастерскую П. Н. Герена, в 1817 — в Школу изящных искусств.
Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ» (1830-1831, Париж, Лувр), написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж.
Он пишет также картины на мифологические, религиозные, исторические темы («Битва при Пуатье», 1830, Лувр, Париж; «Битва при Нанси», 1831, музей, Нанси; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1841, Лувр, Париж), литературные сюжеты, преимущественно из Данте, Шекспира, Вальтера Скотта, Байрона, Гете, создавая не бытовые сценки, а грандиозные эпопеи.
Во время поездки в Англию (1825) он внимательно изучает полотна Констебла, знакомится с акварелями Бонингтона. В театре его потряс Шекспир, и в течение всей жизни он обращается к произведениям великого драматурга: «Гамлет» (1839, Лувр, Париж); «Смерть Офелии» (1844, там же); «Дездемона, проклинаемая отцом» (1852, Музей в Реймсе). Поэмой Байрона вдохновлена «Смерть Сарданапала» (1827, Лувр, Париж).
В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотни зарисовок, десятки картин, запечатлевших страну, ее жителей, костюмы, обычаи, в том числе «Свадьба в Марокко» (1839-41, Лувр, Париж); «Султан Марокко» (1845, Музей в Тулузе); «Львиная охота» (1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и знаменитые «Алжирские женщины» (1833-34, Лувр, Париж).
Делакруа — один из последних великих мастеров настенной живописи. Он исполнил три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850); зал Мира в Парижской ратуше (уничтожен пожаром в 1871); две грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) — «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом». Делакруа много работал в графике; серия его литографий к «Фаусту» была одобрена самим Гете. О литературном даре свидетельствует эпистолярное наследие Делакруа, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822, — подлинная летопись культурной жизни эпохи. По многогранности таланта, по неистовой жажде воплощения он сопоставим с мастерами Ренессанса.
Творчество Делакруа принадлежит к вершинам мировой живописи XIX в. благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Делакруа придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов.
«Он, — сказал о Делакруа А. Франс, — был куда лучше своего времени».
Литература:
- Государственный Эрмитаж: живопись: альбом/ Автор альбома П.Ф. Губчевский.-8-е изд.-Л.: Аврора,1970.
- Сокровища Эрмитажа: альбом/ Под общ. Ред. Б.Б. Пиотровского.-2-е изд..-Л.: Советский художник,1969.-280с.
- Эжен Делакруа//Скляренко В.М. 100 знаменитых художников 19-20 в.в./ В.М. Скляренко, Т.В. Иовлева, И.А. Рудычева. — Харьков: Фолио,2002.-С.123-129.-(100 знаменитых)
- Эжен Делакруа// С веком наравне: рассказы в картинках: т.3/ Сост. И.С. Ненарокомова; Предисл. М.В. Алпатова.-2-е изд., испр. — М.: Мол. Гвардия,1990.-С.218-260.
- М. Прокофьева. Музыканты в творчестве Делакруа// Панорама искусств 12: Сборник статей/ Сост. М.Зиновьев. — М.: Советский художник,1989.-С.143-160.
- М. Прокофьева. Делакруа. — М.: Изобразительное искусство,1998.-135с.:ил.-(Великие мастера прошлого).