Николай Николаевич Ге (1831-1894г.г.) — один из крупнейших русских живописцев второй половины XIX века.
Он был фанатично предан искусству и всю жизнь мучительно искал свой путь и истину. Повышенная взыскательность к творчеству не давала ему покоя, хотя в Академии он был в числе лучших и за границей много работал. Будучи человеком религиозным, в момент душевного кризиса он обратился к Евангелию и открыл в нем источник силы, нашел главную тему, которой следовал всю жизнь: тему столкновения мировоззрений, страдания, самопожертвования и духовной красоты.
В 1863 году Ге привез в Петербург «Тайную вечерю», за которую был возведен в звании профессора, минуя звание академика. Впечатление от картины было «громовое», все заговорили о том, что явился новый живописец, толкователь Евангелия, взявшийся раскрыть глубокую морально-философскую проблему. Демократическая критика писала, что «Тайная вечеря» указала искусству его настоящее значение: оно не в том, чтобы «услаждать одними вздорными сладостями», оно должно сделаться «благом народа», «потребностью народа». Столь же определенно и категорично высказывались и противники художника, находя в картине торжество нигилизма, а цензура запретила воспроизводить её. В конце концов «Тайная вечеря» была куплена императором «не столько ради искусства, как для того, чтобы устранить волнения, возбуждаемое ею».
Н.Ге был одним из выдающихся портретистов своего времени. Среди людей, которых художник запечатлел в живописи и скульптуре, — Лев Толстой, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Костомаров, Антокольский, Мясоедов, Белинский. Известный художник и критик Александр Бенуа заметил, что лица на портретах Ге отмечены благородной печатью души их автора.
Огромное влияние на Ге оказала дружба с Л.Н. Толстым. До конца дней художник пребывал в поиске своего пути. Его всецело занимали вопросы религии и морали, на время он отказался от искусства, считая, что им нельзя торговать, а жить надо сельским трудом. Он стал следовать совету Толстого: высказать картинами простое, понятное и нужное людям христианство.
Так появился цикл религиозных картин: «Выход с Тайной вечери в Гефсиманский сад», «Что есть истина?», «Совесть. Иуда», «Суд Синедриона. «Повинен смерти!»» и несколько вариантов «Распятия». Он изобразил Христа не Богом, а обыкновенным человеком, истерзанным, переживающим страшную физическую и духовную муку. Эти картины вызвали споры, восхищение, но в основном неприятие. Ге обвиняли в «неуважении к личности Христа и нарушении его канонического изображения», в непозволительном натурализме. Картины, где главная мысль – самопожертвование во имя будущего и готовность к подвигу, не приняли Крамской, Стасов, Репин. А писатель Лесков сказал: «Это первый Христос, которого я понимаю».
Литература:
- Николай Николаевич Ге/ Мастера искусства об искусстве:.Т.7/ Под ред. А.А. Федорова-Давыдова, Г.А. Недошивина. -М.: Искусство, 1970.-С.11-29.
- История русской живописи 70-е годы XIX века. — М.: Белый город,2007.-С.6-12.
- Ге Н.Н.//В. Скляренко. 100 знаменитых художников XIX-XX в.в./В. Скляренко, Т. Иовлева, И. Рудычева.- Харьков:Фолио,2002.-С.91-96.
- Николай Ге//Русские художники от А до Я. -М.: Слово,1996.-С.53
- Н.А. Фёдорова. Н.Н. Ге//50 кратких биографий мастеров русского искусства. -Ленинград: Аврора,1971.-С.136-142.
- Н.Ге: Альбом/Автор-составитель Т. Горина.-2-е изд..-М.: Изобразительное искусство,1977.-48с.:ил.-(Русские художники).