Home » Новости » Петелька за петелькой

Петелька за петелькой

Всемирный день вязания

Среди огромного разнообразия различных видов рукоделия есть одно, с незапамятных времён пользующееся завидной популярностью, — это вязание. Мастериц, способных своими руками создавать из обычного клубка ниток удивительные, неповторимые изделия, во всем мире миллионы. Некоторые исследователи уверены, что хотя бы однажды каждый человек сталкивался с процессом вязания, и неважно, были это спицы, крючок или челнок для вязания рыбацких сетей.

В 2005 году этот вид старинного мастерства обрёл свой праздник. Всемирный день вязания появился благодаря француженке Даниэль Лендес. Она предложила в каждую вторую субботу июня всем, кто умеет или хочет научиться вязать, собираться в каком-нибудь общественном месте – в кафе, парке – и предаваться своему любимому занятию.  Со временем эта необычная традиция распространилась в Европе, затем в США, а теперь существует и в России.

По некоторым источникам, Всемирный день вязания проходит более чем в 350 городах планеты. У акции появилась даже своя эмблема, на которой изображены две вязальные спицы на фоне карты Европы.

В этот день рукодельницы делятся своими секретами друг с другом, устраивают мастер-классы, передают связанные на публике вещи благотворительным организациям или продают их на аукционе, а средства перечисляют в помощь нуждающимся.

Этот яркий, добрый праздник, вышедший на улицу, дарит много позитивных эмоций даже тем, кто не умеет вязать. Ведь нередко этот день заканчивается не совсем обычными изделиями рукодельниц – они вяжут «одежду» для уличных скамеек, фонарных столбов, деревьев и даже автомобилей!

Ярнбомбинг, дословно «бомбардировка пряжей», стал современным видом уличного искусства. Его родоначальницей считают американку Магду Сэйег, которая для привлечения клиентов в свой магазин придумала обвязать ручку входной двери. Идея эта понравилась очень многим вязальщицам, и вскоре по всему миру появилось целое движение вязанного стрит-арта, суть которого заключается в обвязывании пряжей элементов городских улиц – от стволов деревьев и столбов до собственных автомобилей.

История не сохранила имя первого человека, взявшего в руки два прутика, которые заменили ему спицы, и сделавшего первую петлю. К тому же до сих пор доподлинно неизвестно, что использовал человек ранее для вязания – спицы или крючок, а может, он мастерил первые вещи с помощью рук, что, кстати, очень актуально в современном вязании.

Исследователи пришли к выводу, что этот древнейший вид мастерства мог появиться одновременно в Древнем Египте и Перу. В египетских  гробницах древних коптов, относящихся к IV-Vв.в. до н.э., был найден детский вязаный носок из цветной шерсти, один из пальцев у которого был связан отдельно, чтобы продевать его в ремешок сандалий, отделявший большой палец от остальных. Эта уникальная находка сегодня хранится в одном из музеев Берлина.

К эпохе перуанской культуры III в. относится находка декоративного вязаного пояса с изображением птиц колибри.

Изображения в гробницах Древнего Востока дают ещё несколько доказательств наличия этого вида рукоделия в древности. Так, настенный рисунок в гробнице одного из египетских вельмож изображает женщин, одетых в вязаные жакеты. А на развалинах ассирийского дворца в Ниневии найден рельеф воина в вязаных носках.

В Европу, по предположению историков, искусство вязания попало через арабских торговцев и путешественников или коптов-миссионеров. Есть свидетельства, что уже к XIIIв. Вязание во Франции превратилось в доходную отрасль. Вместе с традиционными чулками и носками мастера вязали перчатки, головные уборы и другую одежду.

Вязание не являлось только женским занятием. Мужчины оказались более успешными в данном искусстве и даже пытались законодательно лишить своих подруг работы. Пражские чулочники под страхом штрафов отказывались принимать на работу женщин. Вплоть до XVIIIв. Существовали гильдии мастеров вязания, куда входили исключительно мужчины. После шести лет обучения каждый должен был сдать экзамен, создав настоящий шедевр: связать полотно размером 1,5 х 1,83 метра, на котором должны быть изображены животные и цветы.

Известно, что «артельные» вязаные изделия ценились в Европе и были доступны по цене только высокопоставленным вельможам.  Всё изменилось после изобретения в 1589г. вязального станка. Его автором стал англичанин Уильям Ли. Главным предметом, который создавали на станках, были одноцветные чулки. Затем благодаря усовершенствованиям, в том числе новым иглам, дававшим более тонкое полотно, чулки стали разноцветными.

С  XVIIIв. В каждой европейской стране существовали мануфактуры по производству вязаных изделий. Германия славилась шерстяными и шёлковыми перчатками и носками, в северных странах Европы вязали свитера, головные уборы, варежки.

Промышленная революция XIXв. Многое изменила, и усовершенствование станка для вязания привело к массовому производству дешёвых изделий. Однако никакое машинное производство не могло вытеснить ручное, хранящее тепло человеческих рук. Для желающих научиться вязать выпускались альбомы с рисунками и примерами работ (впервые это произошло в 1824г.), а к концу века уже наблюдался значительный рост интереса к вязанию у женщин.

Пик популярности вязания пришёлся на 50-60-е г.г. ХХ в., когда этот вид рукоделия пришёл в высокую моду.

По мнению Анны Потте, искусство вязания крючком возникло только в XVI в. либо в Китае, либо у племён Южной Америки, либо на территории Аравийского полуострова, откуда попало в Испанию, а затем распространилось по всей Европе. Большинство же исследователей относят появление вязания крючком к XIXв., когда оно стало известно под названием «пастушье вязанье».

Распространение его в Европе связано с именем француженки Риего де ла Бланшардье, которая изготавливала кружево для отделки женских платьев. В этот  период искусство вязания достигло невероятных высот.

В России вязание стало популярным видом проведения свободного времени. Дворянки вязали преимущественно кружево, часто заимствуя узоры из народной вышивки. Вязаное покрывало или наволочка становились частью приданого любой русской девушки. Представленные в музеях крючки и спицы того времени – это изящные инструменты из стали, серебра и слоновой кости, предназначавшиеся не только для работы, но и для привлечения внимания к дамским ручкам.

Сегодня рукодельницы не ограничиваются в вязании крючком или спицами. Для фриволите используют челнок, вяжут на длинном крючке, на спицах — палках и даже на руках, из очень толстой пряжи.

Сейчас вязание — модное  увлечение, которое не зависит от возраста, профессии или социального положения.

Литература:

Дорожкина, Н.И. Петелька за петелькой//Читаем, учимся, играем.- 2016.-№3.-С.93-95

Афиша

День Победы:
03.05.2024. «Героев наших имена»-урок мужества и патриотизма. Макаровская сельская библиотека.
04.05.2024. «Был месяц май, был День Победы…» -книжно-иллюстративная выставка. Детский отдел.
05.05.2024. «Звени, победная весна!»-концерт (совместное мероприятие Макаровской сельской библиотеки, школы, клуба). Сельский Клуб Макарово. 13:00
06.05.2024. «Помним. Славим. Гордимся»-книжная выставка, беседа. Абонемент.
08.05.2024. «Песни и стихи Победы»- концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика