Home » Новости » Поэт Серебряного века Дмитрий Мережковский

Поэт Серебряного века Дмитрий Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1865 года в Санкт-Петербурге в семье тайного советника, был шестым ребенком. Изучал историю и филологию в Петербургском университете. В студенческие годы увлекся философией и французской литературой.  В юношестве начал писать стихи. И уже в 15 лет публиковал свои творения в разных изданиях.

В 1880 году отец привёл Дмитрия к Ф. М. Достоевскому. Юный Мережковский (как сам вспоминал позже в «Автобиографической заметке») читал, «краснея, бледнея и заикаясь», Достоевский слушал «с нетерпеливою досадою» и затем произнёс: «Слабо… слабо… никуда не годится… чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать». «Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдает!» — поспешил испуганно возразить отец. Оценка писателя глубоко «оскорбила и раздосадовала Мережковского».

Летом 1888 года Мережковский познакомился с Зинаидой Гиппиус, а в январе 1889 года они поженились и прожили вместе «52 года, не разлучаясь ни на один день».

Первый сборник «Стихотворения» Д.С. Мережковского появился в 1888 году, второй «Символы» – в 1892 году.  В 1896 году, когда ему было едва за тридцать, Мережковский уже фигурировал в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона, где был назван «известным поэтом».

«Счастья нет»

Под куполом бесстрастно молчаливым
Святых небес, где всё лазурь и свет,
Нам кажется, что можно быть счастливым,
                А счастья нет.

Мы каждое мгновенье умираем,
Но всё звучит таинственный обет,
И до конца мы верим и желаем,
                А счастья нет.

И в ужасе, и в холоде могилы
Нас манит жизнь и солнца милый свет,
Их разлюбить, мы не имеем силы,
                А счастья нет.

Свою печаль боимся мы измерить.
С предчувствием неотвратимых бед,
Мы не хотим и не должны мы верить
                Что счастья нет!
1893 год.

Неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но так ее и не получил.

В 1900 году Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов и другие основали в Петербурге Религиозно-философские собрания, позже преобразованные в Религиозно-Философское общество.

Дмитрий Сергеевич с юных лет сам был устремлен в небеса.

«В Мережковском как бы „от рождения“, изначально, присутствует не зависящее от чувственного и рационального опыта твердое духовное знание, сообщающее о мироустроении истину абсолютно позитивного характера, — истину о том, что Бог есть», — пишет в своей книге о Мережковском литературовед Юрий Зобнин.

В какую бы эпоху ни происходило действие его произведений, их центральной темой всегда оставались духовные поиски героев, борьба веры и неверия, земного и небесного, христианства (или протохристианства в понимании Мережковского) и язычества. Названия его романов говорят сами за себя: поэма «Протопоп Аввакум», «Христос и Антихрист», «Рождение богов», «Мессия», «Царство зверя».

Дмитрий Мережковский стал основоположником русского историософского романа. Первым крупным его произведением в этом жанре — и первой частью трилогии «Христос и Антихрист» — стал впервые опубликованный в 1895 году роман «Смерть богов. Юлиан Отступник». За ним последовали следующие части трилогии: «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1902) и «Антихрист (Петр и Алексей)» (1905). 

В трилогии «Христос и Антихрист» две противоборствующие силы, два противоположных начала, христианское и языческое, вступают в борьбу за душу человека на протяжении без малого полутора тысячелетий. Они приходят под разными личинами. Антихриста, сторонника возрождения древнего язычества, представляют император Юлиан, Петр I и Леонардо, христианское начало — византийские «галилеяне», царевич Алексей, послушник Тихон и ученик Леонардо Джованни. Все персонажи, олицетворяющие христианское начало, находятся в постоянном поиске — своего места в мире, духовного наставника, «протохристианских намеков», скрытых в древних языческих культах. 

Несмотря на реалистичную манеру повествования (всякий раз писатель скрупулезно изучал материал, чтобы достоверно передать приметы очередной эпохи), на протяжении всего романа физический облик этих персонажей не меняется. И Тихон, и Джованни, которые появляются в начале соответствующих частей трилогии подростками, а расстаются с читателями примерно 30-летними, остаются отроками без внешних признаков возраста. То же самое относится и к женским персонажам-«искательницам» — подруге Джованни Кассандре и возлюбленной Юлиана Арсиное. С героями-мужчинами их связывают отношения, основанные на высокой религиозно-философской идее.

Эти особенности неслучайны. Они соответствуют неохристианской концепции «Третьего Завета» (третьего после Ветхого и Нового Заветов откровения, которое ознаменует новый этап в отношениях Бога и человечества), которую разделяли Мережковский и его жена, писательница Зинаида Гиппиус. Признаками людей будущего, «людей Третьего Завета», должны были стать их равнодушие к «половой чувственности» и материальным благам. 

В реальной жизни брак Мережковского и Гиппиус оставался платоническим. В первые годы брака Зинаида Гиппиус даже заплетала традиционную девичью косу и носила платья только белого цвета, символизирующего ее чистоту. Этот брак представлял собой скорее творческое содружество: «вместо детей рождались книги» — по свидетельствам современников, Зинаида Гиппиус часто предлагала мужу идею очередного произведения.

Поэты приветствовали Февральскую революцию 1917 года: они полагали, что только «честная революция» может покончить с войной. Октябрьские события вызвали яростный протест Д.С. Мережковского.
В 1919 году Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус уехали из России в эмиграцию — через Минск и Варшаву в Париж. Творчество Мережковского в эмиграции вызывало противоречивые отклики. Современные исследователи в большинстве своём считают, что именно во Франции писатель достиг своего творческого пика. Противоположное мнение высказывала Нина Берберова, считавшая, что «…из его писаний за время эмиграции всё умерло… Живо только то, что написано им было до 1920 года».
Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года в Париже от кровоизлияния в мозг.

«Дмитрий Сергеевич интересовался интересным, это было ясно с первого произнесенного им слова. Он создал для себя свой мир, там многого недоставало, но то, что ему было необходимо, там всегда было. Его мир был основан на политической непримиримости к Октябрьской революции, все остальное было несущественно. Вопросы эстетики, вопросы этики, вопросы религии, политики, науки, все было подчинено одному: чувству утери России, угрозы России миру, горечи изгнания, горечи сознания, что его никто не слышит в его жалобах, проклятиях и предостережениях», — писала в своих мемуарах Нина Берберова.

Источники: Зобнин, Юрий Владимирович Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния / Ю.В. Зобнин. — Москва: Молодая гвардия, 2008. — 435, [2] с., [16] л. ил. — (Жизнь замечательных людей; Вып. 1291 (1091));

Берберова, Нина Николаевна Курсив мой. Автобиография / Н. Берберова. — Москва: Согласие, 1996. — С. 285;

Яновская, Элишева Братья Мережковские / Элишева Яновская // Bookmate, 2021. — Текст : электронный. — URL: https://bmjournal.netlify.app/zhizn-i-knigi-bratev-merezhkovskih/. — (дата обращения: 13.08.2023)

Афиша

День Победы:
03.05.2024. «Героев наших имена»-урок мужества и патриотизма. Макаровская сельская библиотека.
04.05.2024. «Был месяц май, был День Победы…» -книжно-иллюстративная выставка. Детский отдел.
05.05.2024. «Звени, победная весна!»-концерт (совместное мероприятие Макаровской сельской библиотеки, школы, клуба). Сельский Клуб Макарово. 13:00
06.05.2024. «Помним. Славим. Гордимся»-книжная выставка, беседа. Абонемент.
08.05.2024. «Песни и стихи Победы»- концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика