20 апреля 1913 года родился Костылев Георгий Дмитриевич
Георгий Дмитриевич Костылев – летчик-истребитель, и при этом гордость советского военно-морского флота. Хотя большую часть боев он провел в небе, истребительные полки, где он служил, числились за краснознаменным Балтийским флотом. Ему пришлось даже послужить некоторое время в сухопутном штрафбате.
Георгий Костылев мемуаров, как Покрышкин, не писал. Поэтому судить, какой он был человек, о его характере, принципах, наклонностях, можно только по свидетельствам современников. Известно, что Георгий окончил 9 классов, работал на заводе «Красная Заря» в Ленинграде. Он единственный среди всех наших асов в специализированной школе военной авиации не учился. Настоящий самородок.
Карьера летчика
А знакомство с самолетами прошло во время учебы в школе Осоавиахима. Уже тогда, в 20 лет, стало очевидно, что Георгий Дмитриевич свяжет жизнь с авиацией. Он совершенствовал мастерство пилотирования, в 1939 году был зачислен в ряды ВВС Балтийского флота. И вскоре получил такую характеристику:
«В его исполнении пилотаж становился искусством… Во время войны Костылев несколько раз проводил показательные «бои» над кораблями Балтфлота, в эстетическом плане они были сравнимы с пением Лемешева и игрой Гилельса».
Георгий Костылев в годы Великой Отечественной войны
Георгий получил боевую закалку в боях с финнами. Первый же вылет в Великой Отечественной войне состоялся 29 июня 1941 года. А первый самолет, тяжелый истребитель Мессершмитт, он сбил 15 июля. Ровно через неделю Георгий Костылев за один день сбил три самолета, два Юнкерса-88 и очередной Мессер. Эти победы были одержаны на неказистом деревянном истребителе И-16. И уже вскоре Костылеву, как мастеру и как командиру эскадрильи, достался новый ЛаГГ-3, тоже деревянный, но куда более современный истребитель. В сентябре в составе группы Георгий Костылев отбил налет на линкор «Марат» и записал на свой счет бомбардировщик Ю-87. Единственная неприятность за всю войну, учитывая частоту боевых вылетов, случилась 5 февраля 1942 года. Его ЛаГГ сбили, пилот получил ранение, но сумел воспользоваться парашютом. Уже в апреле 1942 года он совершил 233 боевых вылета, в 59 боях лично сбил 9, и в составе группы 34 самолета противника.
Н.К. Чуковский в романе «Балтийское небо» писал о нем:
«Летчик в самом деле выглядел богатырем: выше среднего роста, атлет, в тельняшке и матросском бушлате, лицо обветренное, волевое, из-под шлемофона, сдвинутого на затылок, свисали пряди светло-русых волос. Он энергично жестикулировал, показывая виражи, которые проделывал его истребитель в ходе воздушного боя. Летчики и техники 10- го гвардейского полка обступили его, и хотя все они были в офицерских званиях, выглядели перед летчиком-матросом точно школьники перед опытным, авторитетным учителем, ловя каждое его слово, каждый жест».
«Ахтунг! Ахтунг! В воздухе — Костылев!» — такое предупреждение летело по радио с немецких аэродромов, когда в небе появлялся самолет, ведомый капитаном Костылевым».
В 1942 году Георгий вступил в партию. Придя получать партбилет, он услышал сигнал боевой тревоги. Выбежав из землянки быстро вскочил в самолёт и поднялся в небо. В ходе воздушного боя сбил неподалеку от аэродрома «Юнкерс», затем вернулся и извинился перед членами парткомиссии за временную отлучку по делам службы
В мае 1942 года Георгий Костылев пересел на британский истребитель Харрикейн. Левый борт украсила размашистая надпись «За Русь». Осенью в составе эскадрильи предотвратил высадку десанта на «дорогу жизни», ведущую в осажденный Ленинград. 23 октября получил звание Героя Советского Союза. В зените славы, пользовавшийся непререкаемым авторитетом и уважением у сослуживцев и подчиненных, зимой 1943 года с ним приключилась еще одна история. Совсем не боевая, но грозившая окончиться хуже, чем в подбитом самолете год назад. Знаменитого аса пригласили на ужин в некоем доме, где столы ломились от изысканных кушаний. Увидевший этот пир среди чумы, Георгий Костылев пришел в ярость и принялся громить посуду. Досталось от крепкой руки летчика и какому-то тыловому офицеру. Уже через несколько дней Костылева лишили офицерского чина, наград, и отправили рядовым в 4-й Гвардейский авиаполк. За него заступился друг, еще один советский ас Василий Голубев, и его восстановили в звании. В октябре 1943 года Костылева назначили главным инспектором Балтфлота по истребительно авиации. Летчик успевал и инспектировать полки, и выполнять боевые вылеты.
Костылев в послевоенные годы
Советский ас прожил яркую, но недолгую жизнь. В 1953 году уволился в запас, умер в 1960 году. Согласно завещанию, его похоронили на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма – там он родился, эту землю защищал, на ней же и умер.
Источники: Костылев Георгий Дмитриевич: Текст [электронный ресурс] // Красные Соколы. Советские летчики 1936-1953: сайт, 2000-2022. — Режим доступа: http://airaces.narod.ru/all1/kostylev.htm. — (дата обращения: 20.04.22);
Чуковский, Николай Корнеевич Балтийское небо: Роман / Николай Чуковский. — Москва: Голос, 1995. — 505,[2] с. : портр.; 21 см.; ISBN 5-7117-0302-1;
20 апреля в истории. Георгий Костылев: Текст [электронный ресурс] // Семья и вера: сайт, 2020. — Режим доступа: https://semyaivera.ru/2022/04/20/20-aprelya-v-istorii-georgiy-kostylev/. — (дата обращения: 20.04.22)