Home » Новости » Писатели — учителя

Писатели — учителя

Многие известные писатели и поэты зарабатывали на жизнь преподаванием: при дворе императора, в престижных университетах или сельских школах. Вспоминаем тех, кто проводил свое время не только над рукописями, но и у школьной доски.

Василий Жуковский. Наставник наследника престола

Василий Жуковский более 25 лет служил в царской семье. Сначала он поступил на должность чтеца к императрице Марии Федоровне, затем преподавал русский язык принцессе Шарлотте, а позже стал наставником наследника престола, будущего императора Александра II.

Своему воспитаннику Жуковский хотел дать хорошее фундаментальное образование, поэтому и готовился к преподаванию основательно. Он прочитал множество книг, от античных до современных, ознакомился с идеями прогрессивной швейцарской педагогики. Жуковский сам собрал для ученика библиотеку, разработал план обучения и даже распорядок дня. Чтобы наследник престола досконально изучил историю России, Жуковский приглашал к нему известных ученых, а на уроках использовал данные императорских архивов. Наставник организовал для Александра и познавательное путешествие по России.

В.А. Жуковский — наставник Александра II

Василий Жуковский всегда открыто выступал за отмену крепостного права и идеи свои доносил до будущего императора. Возможно, влияние наставника сыграло не последнюю роль во внутренней политике Александра II.

Николай Гоголь. Авторский курс «метеора»

Одним из эпизодов жизни будущего писателя, только переехавшего в Петербург, стала его работа преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение). Кроме места в институте, Гоголь получил возможность вести частные занятия (в аристократических семействах Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых).

В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Николай Васильевич мечтал занять кафедру истории в открывающемся Киевском университете, но не был туда принят, однако ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Н.В. Гоголь был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал авторский курс. Один из его бывших студентов писал: «Гоголь прошел по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти». Однако с невиданным энтузиазмом взявшись за преподавание, он довольно быстро к нему охладел . Николаю Васильевичу стало откровенно скучно. В 1835 году он отказался от профессуры, оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе. «Я расплевался с университетом, — резюмировал Николай Васильевич. — Неузнанный взошел я на кафедру и неузнанный схожу с нее».

Лев Толстой. Педагог-новатор

Лев Николаевич Толстой открыл 26 народных школ и сам обучал грамоте крестьянских детей. Писатель много путешествовал, он изучал образовательные системы других стран. Наиболее интересные методики применял в русских школах. В Яснополянской, например, царили особые правила. А точнее, их не было совсем — ученикам давали полную свободу. Жесткой образовательной программы не было, в классе ученики сидели, где хотели, домашнюю работу давали не на дом, а делали прямо в школе. В любое время дети могли пойти домой, но часто, увлеченные беседами, они засиживались с учителями допоздна.

Л.Н. Толстой с учениками Яснополянской школы

Сам Л.Н. Толстой преподавал старшим ученикам математику, физику, историю. На его занятиях дети писали сочинения, лучшие из них потом зачитывали и обсуждали в классе. Давать уроки Лев Толстой продолжал с перерывами до конца жизни. Свои задумки и методики он описывал в педагогическом журнале «Ясная Поляна». В 1872 году Толстой издал «Азбуку» — четырехтомник с былинами, баснями, загадками для учеников и методическими советами для учителей.

Иннокентий Анненский. Учитель, одержимый античностью

Иннокентий Анненский посвятил педагогической деятельности почти всю жизнь. Выбор этот был скорее вынужденный: он женился на вдове с двумя детьми и не мог позволить себе перебиваться литературными гонорарами. После университета И.Ф. Анненский преподавал древние языки и русскую словесность в гимназии Гуревича. Современники вспоминали, что античный мир буквально поглотил его. Поэт перевел на русский весь театр Еврипида, ставил пьесы Софокла и следил, чтобы все костюмы шили в стиле эпохи. При нем зал, в котором проходили выступления, был расписан древнегреческими фресками.

И.Ф. Анненский среди выпускников Николаевской гимназии 1899 года

Позже Анненский работал директором, в том числе в престижной Царскосельской Николаевской гимназии. Она имела титул Императорской, поэтому на пост руководителя искали не просто хорошего педагога, но и знатока этикета. Одним из учеников Анненского в Царском Селе был Николай Гумилев. Когда будущего поэта собирались отчислить за плохие отметки, директор позволил ему остаться на второй год.

Дети
Вы за мною? Я готов.
Нагрешили, так ответим.
Нам – острог, но им – цветов...
Солнца, люди, нашим детям!
В детстве тоньше жизни нить,
Дни короче в эту пору...
Не спешите их бранить,
Но балуйте... без зазору.
Вы несчастны, если вам
Непонятен детский лепет,
Вызвать шепот — это срам,
Горший – в детях вызвать трепет.
Но безвинных детских слез
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос,
Весь, со всем своим сияньем.
Ну, а те, что терпят боль,
У кого как нитки руки...
Люди! Братья! Не за то ль
И покой наш только в муке...

Спустя 10 лет работы Анненского уволили: он заступался за гимназистов, которые участвовали в политических выступлениях. Еще через два года его пригласили читать лекции по истории древнегреческой литературы на Высшие историко-литературные курсы Николая Раева.

Антон Чехов. Устроитель школ

Во время учебы в гимназии Антон Павлович занимался репетиторством в родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве. Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».

Школа, построенная А.П. Чеховым

Став известным писателем, А.П. Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове. Антон Павлович заботился о том, чтобы при этих школах были выстроены удобные квартиры для учителей. Он близко принимал к сердцу материальные невзгоды учительства, его незначительное положение в обществе.

«Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело» (Антон Павлович Чехов).

Павел Бажов. Учитель-фольклорист

Лучшего ученика школы Павла Бажова отдали в духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Пермская духовная семинария была лишь логичным продолжением учебы: становиться священником Павел Бажов не планировал. Принятию сана он предпочел работу учителя.

Преподавал Бажов русский язык: сначала в сельской школе, потом — в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученики были в восторге от приветливого учителя: и голос не повышал, и с ответом не торопил. А воспитанницы Екатеринбургского епархиального училища его просто обожали. Когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, Павлу Бажову доставалось больше всего. Подопечные помогали ему собирать материал для сказок: на каникулах записывали пословицы и загадки. Да и сам он времени не терял — в свободное время путешествовал по уральским деревням и слушал старинные предания.

Павел Бажов (справа) среди учениц Епархиального училища

После революции жизнь Павла Бажова сильно изменилась. Он вступил добровольцем в Красную армию. Когда Бажов вернулся в Камышлов, духовное училище было закрыто. Бывшего учителя взяли на работу в редакцию газеты «Красный путь». С тех пор он уделял больше времени писательской деятельности.

Владимир Набоков. Эпатажный лектор

Преподавательская карьера Владимира Набокова началась после эмиграции в США. Его литературные гонорары были совсем небольшими, и писатель предложил свой курс лекций по литературе нескольким университетам. Сначала он устроился в женский колледж Уэлсли. Об этой работе Набоков с иронией говорил, что «приколачивает гвозди золотыми часами». Позже его пригласили в более престижный Корнельский университет.

Владимир Набоков со студентами

Набоков требовал от студентов многого: занимать одни и те же места, знать каждое произведения до мельчайших деталей. На лекциях запрещалось «разговаривать, курить, вязать, читать газеты, спать». Манера преподавания у Набокова была весьма эксцентричной. Он мог молча погасить свет в аудитории и затем поочередно включать лампы, объясняя, кто из писателей главный «на небосводе русской литературы». На доске писатель чертил планы и чертежи: схему поединка Ленского и Онегина, планировку квартиры Грегора Замзы, план вагона Анны Карениной. Студенты должны были тщательно все копировать. Набоков открыто издевался над ненавистными ему писателями и называл их «ничтожествами» — особенно доставалось Ф.М. Достоевскому, Томасу Манну и Рильке. Зал на лекциях эпатажного преподавателя был всегда полон.

Владимир Набоков преподавал 18 лет. К тому времени гонорары за «Лолиту» позволили ему оставить университет. Когда Набоков закончил последнюю лекцию, студенты брали у него автографы.

Юрий Коваль. Весёлый учитель

Юрий Иосифович Коваль окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, получив диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Работал учителем в сельской школе в Татарии до 1963 года. Из-за нехватки учителей пятого-седьмого классов он преподавал самые разные предметы: географию, историю, русский, литературу и пение.  Иногда составлял для учеников диктанты в стихотворной форме. Например, четверостишие на правописание шипящих:

На полу сидела мышь.
Вдруг вбегает грозный муж
И, схватив огромный нож,
К мыши он ползёт, как уж..
Ю.И. Коваль с учениками с. Емельянова

Одну историю из школьной жизни Юрий Иосифович запечатлел в рассказе «Как я съел жаворонка». Ученики писателя самыми счастливыми годами своей жизни считают школьные годы, когда их учил строго и весело  Юрий Иосифович Коваль.

Источники: Книппер-Чехова, Ольга Леонидовна Чехов и учителя: Текст / О.Л. Книппер-Чехова // Воспоминания и статьи О. Л. Книппер-Чеховой. — Москва: Искусство, 1972.;

По совместительству учитель: Текст [электронный ресурс] // Минкультуры России: сайт, 2013-2022. — Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/165121/po-sovmestitelstvu-uchitel. — (дата обращения: 4.10.22);

От Бажова до Витгенштейна: 60 писателей-учителей: Текст [электронный ресурс] // Год литературы, 2022. — Режим доступа: https://godliteratury.ru/articles/2021/10/05/ot-bykova-do-vitgenshtejna-60-pisatelej-uchitelej. — (дата обращения: 04.10.22);

Учитель Юрий Иосифович Коваль, или Фотокомментарий к рассказу «Как я съел жаворонка»: Текст [электронный ресурс] // LiveJournalVera_rb, 2010. — Режим доступа: https://vera-rb.livejournal.com/48472.html. — (дата обращения: 4.10.22)

Афиша

День Победы:
03.05.2024. «Героев наших имена»-урок мужества и патриотизма. Макаровская сельская библиотека.
04.05.2024. «Был месяц май, был День Победы…» -книжно-иллюстративная выставка. Детский отдел.
05.05.2024. «Звени, победная весна!»-концерт (совместное мероприятие Макаровской сельской библиотеки, школы, клуба). Сельский Клуб Макарово. 13:00
06.05.2024. «Помним. Славим. Гордимся»-книжная выставка, беседа. Абонемент.
08.05.2024. «Песни и стихи Победы»- концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика