Ожидание Нобелевской премии — это время, когда мы всматриваемся в современную литературу, пытаемся увидеть по-настоящему достойную фигуру и понять, какое послание принесет нам новый нобелиат. Элитарность и непрозрачность Нобелевской премии по-прежнему важны для нас. Здесь нет предварительных списков, и выбор жюри может быть настоящей неожиданностью для общественности. И кажется, в этом заключается секрет влиятельности этой премии. В цикличности, иерархичности и консервативности заложена надежда на то, что традиции не прервутся. Новый лауреат будет подсвечен сиянием своих великих предшественников. А мир на один день притихнет и прислушается к словам писателя или поэта. Каким бы разочарованием ни казался сейчас XXI век, ничему не научившийся у века XX, он все еще ценит художественное слово. В этом году лауреатом Нобелевской премии стала французская писательница Анни Эрно «за храбрость и клиническую остроту, с которой она раскрывает корни, отчуждение и коллективные ограничения личной памяти»
«В своем творчестве Эрно последовательно и с разных сторон исследует жизнь, отмеченную сильными различиями в отношении пола, языка и класса. Ее путь к писательству был долгим и трудным», — отмечают академики.
Анни Эрно (урожденная Дюшен) родилась 1 сентября 1940 года во французском городе Лилльбонн. Окончила Руанский университет, преподавала литературу в начальной и в средней школе. Первый роман Эрно, «Les Armoires vides», был опубликован в 1974 году. В нем присутствуют отчетливые автобиографические мотивы, что будет характерно также и для последующего творчества писательницы.
Все ее романы так или иначе отражают действительные эпизоды ее биографии: детство, карьеру, замужество и материнство, открытие собственной сексуальности, аборт, рак груди, болезнь и смерть матери.
Традиционно Анни Эрно приписывают роль одной из основоположниц женского автофикшна. Действительно, первые литературные опыты Эрно приходятся на 1970-е, эпоху, когда автофикшн начал осознавать себя как жанр.
В первую очередь под автофикшном стоит понимать предельно личное повествование, основанное на фактах биографии автора, однако не претендующее на документальность — ведь памяти свойственны субъективность и упущения. Автор автофикшна стремится воскресить свое прошлое с присущими ему в то время мыслями и эмоциями. Для этой цели создается литературный герой, которого автор, как правило, отделяет от себя в настоящем. Так, в «Памяти девушки» Эрно пишет про свою давнюю фотографию: «Девушка на фото — незнакомка, завещавшая мне свою память».
Нередко автор автофикшна дает своему герою отличное от своего имя или использует неопределенные местоимения «он/она». Вот и в «Памяти девушки» Эрно дарит героине свою девичью фамилию — Анни Дюшен — и периодически называет её то «девушкой из 58-го», то «девушкой из С.», а впоследствии «девушкой из Эрнемона» и «девушкой из Лондона». Кроме того, зачастую автофикшн включает в себя элементы метаромана: то есть описания того, как этот текст непосредственно создан. Как сама Эрно пишет в финале «Женщины»: «Это ни в коем случае не биография и не роман. Возможно, нечто среднее между литературой, социологией и историей».
По словам самой писательницы, она предпочитает не творить в рамках традиционных жанров, а искать собственную форму самовыражения. Лауреат ряда литературных премий: премии Ренодо (1984, роман «La Place»), премии Маргерит Дюрас (2008, «Les Années»), премии Франсуа Мориака (2008, «Les Années»), Премии французского языка (2008, по совокупности творческих заслуг). С 2014 года также является почетным доктором Университета Сержи-Понтуаз.
В России книги А. Эрно сейчас выходят в издательстве No Kidding Press. Из новинок 2022 года на русском: 160-страничный автофикшн «Память девушки» и 80-страничный «Во власти» (обе книги в переводе Марии Красовицкой).
Александра Шадрина, издательница No Kidding Press:
«Справедливости ради, две книги Анни Эрно вышли в «Эксмо». В нашем издательском портфеле на данный момент четыре книги Эрно и готовится к публикации еще одна. Всё, что мы издаем, посвящено, с одной стороны, женскому опыту, с другой – преобразованию этого опыта в коллективное социальное тело, и Эрно как раз является вершиной этого типа письма. Она сплетает свою личную историю, историю формирования «я», с анализом среды, в которой она существовала, когда взрослела, будучи девочкой из рабочего класса, и таким образом многое в ее письме говорит о попытке вписаться, интегрироваться в социальные иерархии, которые существуют в обществе, а с другой стороны, говорят о более широких универсальных вещах, таких, как память, сознание, женский опыт».
Источники: Корсакова, София 6 вопросов об Анни Эрно / София Корсакова // Год литературы: сайт, 2022. — URL: https://godliteratury.ru/articles/2022/10/11/6-voprosov-ob-anni-erno. — Текст [электронный ресурс]. — (дата обращения: 24.10.22)