Home » Новости » С. Я. Маршак «Писать детские книжки — великая честь для наших литераторов”

С. Я. Маршак «Писать детские книжки — великая честь для наших литераторов”

Самуил Яковлевич Маршак — один из поэтов, которому мы обязаны появлением в СССР (а соответственно и в России) качественной детской литературы. Он стоял у истоков Детского государственного издательства (Детгиза). Именно благодаря Маршаку мы знаем В. Бианки, Л. Пантелеева, Е. Чарушина, Т. Богданович, Д. Хармса и других писателей, без которых не мыслим детство.

С.Я. Маршак с детьми

Путь к профессии

С.Я. Маршак с юношества был вхож в литературные круги Санкт-Петербурга. Ему покровительствовал знаменитый критик Владимир Стасов, который по признанию молодого гимназиста, стал для него «мостом чуть ли не в Пушкинскую эпоху», так как некогда был лично знаком с Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым и другими мастерами слова. В гостях у Стасова Маршак повстречался с Максимом Горьким, который позже пригласил гимназиста пожить в своём доме в Ялте.

Несмотря на то, что Маршак собирался посвятить свою жизнь писательскому труду, он никогда не питал особых чувств к детскому направлению. Ему нравился русский фольклор, русская и зарубежная классика, которая в то время составляла золотой фонд детской библиотеки, но к современным детским авторам начинающий поэт имел большое предубеждение. Вот что он пишет в автобиографии: «Преобладали в предреволюционной детской литературе (особенно в журналах) слащавые и беспомощные стишки и сентиментальные повести, героями которых были, по выражению Горького, «отвратительно-прелестные мальчики» и такие же девочки». Очевидно, что в детскую литературу поэта привело желание искоренить слащавых героев кустарных книг в дешёвых пёстрых обложках, убрать из них описание псевдожизни.

В 1923 году он организовал журнал «Новый Робинзон», с которого началась литература для юного читателя в таком виде, в котором мы знаем её сейчас.

Как поэт пришёл в детское направление

Самуил Яковлевич Маршак сам не раз отмечал, что всегда считал себя другом детей. После окончания гимназии он «безо всякой практической цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх». Он проявил большую заботу к детям-беженцам, которых накануне Первой мировой войны свезли из прифронтовых областей в Воронеж, родной город писателя. Маршак собирал для них обувь, одежду, тёплые одеяла.

При участии поэта в 1920-м году в Краснодаре открылся один из первых серьёзных театров для юного зрителя в России, который со временем превратился в «Детский городок» со своей школой, кружками, столярной и слесарной мастерскими. Вместе с Елизаветой Васильевой (псевдоним Черубина де Габриак) организовал первый в стране Детский театр. В соавторстве Маршака и Васильевой была издана книга пьес «Театр для детей» (1922 г.). Одна из включённых в этот сборник пьес — «Кошкин дом», написанная Маршаком (так же как «Сказка про козла» и «Петрушка»), в переработанном и расширенном виде получила позднее широкую известность. С.Я. Маршак считал этот момент поворотным на своём пути к юному читателю.

Этот опыт высоко оценил первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский и вызвал Маршака для помощи в организации театра «Юного зрителя» в Петрограде. Там Маршак в 1923–1928 гг. выпускает множество стихотворных детских книг: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Мороженое», «Багаж», «Почта» и др.

Обращению к детскому направлению способствовала поездка Маршака в Лондон, где он два года учился на факультете искусств. Он много времени проводил в университетской библиотеке, где сделал первые переводы английского и шотландского фольклора, среди которых были стихи для детей.

Детская литература как самостоятельное и самодостаточное явление Самуил Маршак был абсолютно уверен, что детская литература в том виде, в котором её знали в дореволюционной России, должна уйти. Впервые во всеуслышание он заявил об этом на Первом всесоюзном съезде писателей в 1934 году в своей речи «О большой литературе для маленьких». Книги для детей не должны быть хуже «взрослых» произведений, искусство, созданное для детей не должно быть второсортным. Эта мысль стала одной из главных в литературной, переводческой и критической деятельности поэта. Его выступление на съезде писателей шло вслед за Максимом Горьким. Такая очерёдность была спланирована намеренно, опять же для того, чтобы ещё раз подчеркнуть значимость нескольких идей о направлениях развития Детгиза, которые высказывал автор.

Эти идеи по-настоящему мудрые, и их можно отнести не только к литературе, но и к восприятию взрослыми детей в целом. Маршак никогда не считал себя педагогом, но речь «О большой литературе для маленьких» свидетельствует о серьёзном и чутком отношении к ребёнку как к самостоятельной личности.

С.Я. Маршак в окружении детей

Что нужно взять на заметку из речи писателя всем взрослым

1. «Дети живут, а не готовятся жить». Для ребёнка не сгодятся заграничные повести, перекроенные на русский лад. Он хочет читать и видеть настоящую жизнь. Кому интересно проглатывать истории про псевдогероев, которые невозможно прочувствовать? Идеалистическо-семейные повести, в которых нет конфликтов, сказки, в которых все герои будто под копирку списаны друг с друга, научно-популярные книги, где персонажи только задают вопросы, и не находят ни одного ответа… Поэт выступал за то, чтобы давать детям правду: «Я не думаю, что в детских книгах нельзя рассказывать о голоде и страшной голодной смерти». Задача писателя (читайте «родителя») в том, чтобы выбрать верную и понятную форму для того, чтобы рассказать об этих серьёзных вещах. Но не говорить о них нельзя. «Эта реальная жизнь, в которой столько еще незнакомых людей и столько трудных, заманчивых дел, всегда привлекала и привлекает подростка, который заранее примеряет на себе судьбы самых разных героев, обязанности и задачи самых различных профессий».

2.«Детей нельзя кормить сухой дидактикой и нравоучительной литературой». С.Я. Маршак считал, что «искусство решает в той или мной мере воспитательные задачи, если понимать их не в прикладном, а в самом широком смысле». Это значит, что мы можем направлять ребёнка в нужное нам русло, но делать это надо аккуратно, создавая для него такие условия, в которых ему будет интересно развиваться в заданном направлении.

3. «К читателю нельзя идти с одними внешними эффектами и выкрутасами, с литературным жеманством или бездушными готовыми схемами». Как в литературе ребёнок не поверит в реальность происходящего, описанного с помощью бесконечных шаблонов, так и в жизни он заподозрит подвох, если взрослый попытается воспитывать его, используя заготовки. Потому что в противном случае ребёнок не будет питать к этому человеку доверия. Или же он постепенно сам научится «заслонять содержание формой».

Самуил Маршак уважал детей и восхищался их способностью фантазировать, мечтать. И, конечно, мечтал вместе с ними. Он верил в то, что дети способны понимать гораздо больше, чем думают взрослые, способны переживать гораздо сильнее, чем мы привыкли думать. Он всегда отмечал, что писать книжки для таких читателей — «великая честь для наших литераторов».

Источники: Рудашевская, Ольга Путь Маршака: история о том, как благодаря поэту появилась современная детская литература / Ольга Рудашевская // Letidor : сайт, 2017. — Текст : электронный. — URL: https://letidor.ru/obrazovanie/put-marshaka-istoriya-o-tom-kak-blagodarya-poetu-poyavilas-sovremennaya-detskaya-literatur.htm. — (дата обращения: 02.11.22);

Маршак Самуил Яковлевич // ПроДетЛит : всероссийская энциклопедия детской литературы, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://prodetlit.ru. — (дата обращения: 02.11.22)

Афиша

26.04.2024. «Путешествие с лягушкой»-мероприятие. Детский отдел. 10:00

26.04.2024. Диктант Победы. МУ «ГЧМБ». 12:00

26.04.2024. «Победа Весны»-музыкальный концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

29.04.2024. «Аделаида Котовщикова и ее книги»-библио-репортаж к 115-летию А.А. Котовщиковой (онлайн). Детский отдел.

День Победы:
03.05.2024. «Героев наших имена»-урок мужества и патриотизма. Макаровская сельская библиотека.
04.05.2024. «Был месяц май, был День Победы…» -книжно-иллюстративная выставка. Детский отдел.
06.05.2024. «Помним. Славим. Гордимся»-книжная выставка, беседа. Абонемент.
08.05.2024. «Песни и стихи Победы»- концерт. МУ «ГЧМБ». 17:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Яндекс.Метрика