Константин Андреевич Тренёв родился 2 июня 1876 года на хуторе Ромашово Волчанского уезда Харьковской губернии. В 1903 году окончил Петербургский археологический институт и духовную академию. В 1921 году – агрономический институт Таврического университета. Работал продолжительное время учителем.
Литературную деятельность Константин Тренёв начал в 1898 году, как беллетрист. Сомнения на счёт того, продолжать ли ему заниматься литературным трудом, не раз приходили к Тренёву, чей первый рассказ «На ярмарку» был напечатан в 1898 году в новочеркасской газете «Донская речь». «Да стоит ли мне заниматься этим делом? — спрашивал он у Горького в письме, датированном ноябрём 1911 года. — Не бросить ли? Если на основании того, что вы прочитали, затрудняетесь дать прямой ответ — подождём. Я вот напишу и представлю вам ещё одну-две вещицы. Только вопрос этот для себя мне давно уже пора решить. Ведь мне уже 35-й год, а я до сих пор не могу докарабкаться хоть до разряда маленьких литераторов, да всё же литераторов. Берусь за перо раз в неделю по праздничным дням, а взявшись, вижу, что язык деревенеет. А может быть, он и от природы таков. А тут ещё моя учительская служба — только погибель и душе, и здоровью».
Ответ М. Горького был категоричен: «Я не позволил бы себе говорить вам — вы литератор, даровитый человек — если б не был уверен в этом, если б крепко не чувствовал этого».
Ранние повести и рассказы писателя, передававшие яркость лично увиденного, услышанного и пережитого автором, были, как правило, сюжетно многолюдными, пёстрыми, во многом сатирическими.
«Изображаю только то, что хорошо знаю», — говорил позднее Тренёв, рассказывая о своей дооктябрьской прозе, достоверно отражавшей крестьянскую жизнь.
В драматургии сделал первые шаги в 1907, написав несколько одноактных пьес. В 1912 году опубликовал пьесу «Дорогины» («Отчего порвались струны» – первоначальное название). В его формировании, как драматурга, большую роль сыграла эстетика пьес М. Горького. В 1924 году Тренёв написал народную трагедию «Пугачевщина». Пьеса заинтересовала В.И. Немировича-Данченко, и он поставил ее в 1925 во МХАТе.
Самое значительное произведение, написанное Тренёвым для сцены – пьеса «Любовь Яровая», обошедшая почти все театры и прочно занявшая место образца советской пьесы. Пьеса задумывалась еще до Пугачевщины, но учитывая несценичность первого опыта, осмысливалась Треневым в применении к законам сцены. Событием в истории советского театра стала первая постановка спектакля на сцене Малого театра в 1926 году. (Режиссер — И.С. Платон, Любовь Яровая – В. Пашенная). После той премьеры, имевшей грандиозный успех, «Правда» писала: «Любовь Яровая» — блестящий красочный спектакль о суровых и незабываемых днях Гражданской войны, спектакль, красота и сила которого никогда не увянут».
Новизна Тренева сказалась, прежде всего, в углубленном психологизме основной коллизии пьесы, попытке раскрыть духовный мир героев, понять неординарные характеры и ситуации, проследить внутренний путь главной героини от личной трагедии к служению человеческим идеалам.
Персонажи пьесы взяты Тренёвым из той жизни, которую он и наблюдал в Крыму, бывшем в годы Гражданской войны ареной ожесточённых столкновений противоборствующих сторон. У ряда героев, таких как спекулянтка Дунька и проходимец Елисатов, были живые прототипы. А вот в профессоре Горностаеве явственно отразились черты таких известных крымчан, как поэт М. Волошин и профессор, генерал в отставке, поддерживавший красных, Н. Маркс. Материалом же для создания ключевого в пьесе образа Романа Кошкина послужила, по-видимому, героическая жизнь комиссара просвещения Крымской республики Ивана Андреевича Назукина, с которым Тренёв в 1919 году вместе работал. К слову, благодарные потомки в 1980 году в Феодосии, ставшей местом гибели Назукина, установили ему памятник.
Одним из последних заметных произведений Тренёва стал рассказ «В семье», появившийся в журнале «Огонёк» в мае 1944 года и рассказывавший об израненном танкисте, Герое Советского Союза, подвергшемся таким пластическим операциям, что отказывался возвращаться в родной дом, дабы не доставлять страданий семье, не смущать близких. Но не так устроены русские люди, жена и мать героя — они узнают его и под личиной как бы чужого человека, якобы сослуживца их мужа и сына, пришедшего в их дом передать приветы.
Другие пьесы К.А. Тренёва: сатирическая комедия «Жена» (Малый театр, 1928), «Ясный лог» (1931), «Опыт» (1934, Театр под рук. Ю.Завадского), «Гимназисты», о молодежи в эпоху первой русской революции (1935), «На берегах Невы», повествующей о событиях Октябрьской революции (Малый театр, 1937). В годы Великой Отечественной войны Тренёв одним из первых создает пьесу, посвященную этой теме — «Навстречу» (1942). Размышлениям о героическом прошлом русского народа и его полководцев посвящены его последние произведения: «Полководец» (историческая пьеса о М.И. Кутузове) и «Юность Петра» (осталась незаконченной).
Незадолго до смерти Константин Андреевич опубликовал статью «Не бойтесь дерзать». «К нам, писателям, заявлял он, — предъявлены сейчас серьезнейшие требования, чтобы выполнить их, нужен писателям тот человеческий талант, без которого нет и не может быть писателя. Не бойтесь дерзать!».
Многие творческие планы Тренёва остались нереализованными. В декабре 1944 года он в сопровождении П. Павленко побывал в Симферополе и Ялте. Глубоко взволновала его тогда встреча с участниками комсомольско-молодёжного подполья в оккупированном гитлеровцами Симферополе. Писатель подробно расспрашивал ребят об их борьбе и о «подпольном быте», вникая в существо откровенных рассказов. У него созревал замысел написать о них. «Это дети моей Яровой», — сказал он тогда своему зятю. Гордость за этих мужественных детей переполняла его… Но написать о них Константин Андреевич уже не смог, спустя полгода он ушёл из жизни.
Но в памяти народной имя писателя не затерялось. Увековечено оно не только в его произведениях, но и в ряде улиц, памятных досок, находящихся в некоторых городах России и Украины. А в Симферополе, в самом центре города, есть парк имени Тренёва с его памятником. Склонив голову на руку, погрузившись в свои мысли, в кресле на гранитном постаменте восседает высокий, длиннолицый человек — тот самый Константин Тренёв, оставивший нам не устаревающее литературное наследие, требующее своего нового и неспешного прочтения.
Источники: Константин Тренёв // Личности: История. Культура. Искусство, 2021. — Текст : электронный. — URL: https://vk.com/wall-40420509_31835. — (дата обращения: 02.06.2023);
Семяшкин, Руслан Владимирович Константин Тренёв: «Изображаю только то, что хорошо знаю» / Руслан Семяшкин // Русский лад: всероссийское созидательное движение, 2021.- Текст : электронный. — URL: https://rus-lad.ru/news/konstantin-trenyev-izobrazhayu-tolko-to-chto-khorosho-znayu/. — (дата обращения: 02.06.2023)