Итальянский драматург и прозаик Луиджи Пиранделло родился 28 июня 1867 году в городке Джирдженти (ныне Агридженто) на юге Сицилии в семье владельца рудника. После окончания школы, не найдя себя в семейном бизнесе, вступил в Палермский университет на филологический факультет, потом перевелся в Римский, в 1888 году переехал в Германию, где в Боннском университете завершил обучение и защитил в 1891 году диссертацию о родном агриджентском диалекте.
В 1903 году предприятие отца потерпело крах, и семья писателя потеряла главный источник своего дохода. Разорение семьи особенно сказалось на здоровье жены писателя, Антониетте.
В литературу Луиджи вступил как поэт. В 1889 году вышел его сборник поэзии «Радостная боль». Как и всякий молодой автор, Пиранделло начинал свой творческий путь под эгидой одного из многочисленных художественных направлений, которыми была охвачена Европа XX века — веризма. Предметом реалистического описания выступали не социальные аспекты жизни, а измерения человеческой психики, включая ее сугубо биологические проявления, темные стороны человеческой личности («Новеллы на год»). Со временем это стремление выводит Пиранделло за рамки веризма и толкает на создание собственного стиля.
От поэзии Л. Пиранделло скоро переходит к прозе, и первый сборник его новелл появляется в 1894 году под названием «Любовь без любви». В 1901 появляется первый его роман «Отверженная» — история женщины, которую общество осудило за преступление, которого она не совершала. Когда же она действительно совершила то, за что была осуждена, все стало на свои места — общество приняло ее назад.
Главные темы творчества Пиранделло – ничтожность жизни, иллюзорность существования, тщетность постижения многоликой истины. Но несмотря на явные черты декаданса и пессимизма, он остается гуманистом, подчеркивая значение человеческих чувств. Новеллы Пиранделло – это композиционно выверенные маленькие полуабсурдные драмы. Чаще всего это: состояние одиночества, нелепый бунт, безумие, самоубийство и т. д. Так герой рассказа «Часовенка» в знак протеста против произвола власть имущих заменил собой Христа на распятии в церкви. А забитый, изможденный бухгалтер из рассказа «Свисток поезда», порывает со сковывающей его системой и отправляется в путешествие по экзотическим странам, однако в конце рассказа выясняется, что врачи ставят ему диагноз воспаления мозга.
Годы преподавания в колледже в Риме (1898-1922) были плодотворными для Пиранделло как для писателя.
Первую пьесу, одноактную драму «Эпилог», он написал в 1898 году, в 1904 вышел из печати роман «Покойный Маттиа Паскаль» — о потере собственного лица человека. Один из предыдущих героев (рассказ Пиранделло «Когда я был безумцем») отказался от своего «я», чтобы втереться в доверие к окружающей обстановке. А в этом романе — все наоборот — Маттиа рвет все связи с миром, оставил всех своих родных, выехал в другой город, изменил даже внешний вид. И героя произведения ждет поражение — никогда нельзя прожить чужую жизнь — и он возвратился назад.
За романом «Покойный Маттиа Паскаль» последовали еще три: «Старые и молодые» (1909) и «Снимается кино» (1915), а также восемь книг новелл. Среди последних произведений большой формы отличается роман «Кто-то, никто, сто тысяч», в центре которого — поиск настоящего бытия — экзистенции — среди жизни, которая совсем не твоя.
Луиджи Пиранделло был предтечей А. Камю и других французских экзистенциалистов. С 1915 по 1921 он написал 16 пьес и все они ставились на сцене. Особый успех имели «Это так (если вам так кажется)» (1917) и особенно «Шесть персонажей в поисках автора» (1921). Последняя обошла весь мир. Вершинным произведением считают «Генриха IV» (1922). Все постулаты, исходные теоретические основы философии экзистенциализма, теории подсознания на художественном уровне доминируют в его драмах, создавая «мир Пиранделло», как создавали Бальзак и Золя свои художественные миры. Драматургия принесла Пиранделло мировую известность и Нобелевскую премию. Формулировка, с которой ему вручали ее звучала так: «За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
Завершают драматургическую деятельность Пиранделло пьесы, которые он сам назвал «мифами»: «Новая колония» (1928), «Лазарь» (1929), «Горные великаны» (1936). Его обращение к «мифам» продиктовано стремлением обрести нравственно-философскую опору в фашистской Италии, в которой он все больше чувствовал одиночество. Это и время глубоких раздумий писателя над судьбами искусства в современном мире.
Последней работой Луиджи Пиранделло для театра стала его пьеса «Горные великаны» (1936), которая так и не была завершена. В ней в форме иносказания Пиранделло воплотил свои заветные мысли о роли и назначении искусства в современном мире.
Луиджи Пиранделло умер в Риме 10 декабря 1936 года, его прах покоится под величественной сосной, которая находится в Хаосе, том самом месте, где он родился.
Источники: Нобелевская премия по литературе 1934. Луиджи Пиранделло (1867-1936). Биография // Лауреаты Нобелевской премии, 2023. — Текст : электронный. — URL: http://nobeliat.ru/laureat.php?d=34. — (дата обращения: 26.06.2023);
Луиджи Пиранделло — итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии // Сoncepture, 2016. — Текст : электронный. — URL: https://concepture.club/post/mashina_uellsa/mashina_uelsa_luidzhi_pirandello#. — (дата обращения: 26.06.2023)