Home » Новости » Хормейстер из народа Митрофан Пятницкий

Хормейстер из народа Митрофан Пятницкий

Хор Пятницкого

Коллективизация больно прошлась по деревне. В 1929 году, в самый ее разгар, кулаков искали по всем селам. И эта кампания добралась даже до столичной сцены.

«Нам не нужен хор с песнями кулацкой деревни. Новой деревне – новые песни».

Этим лозунгом ударили по популярному хору народной песни имени Пятницкого. Но хор ничего – он пережил эту атаку. Почему? Сам Ленин был в восторге, когда в 1918 году перед ним спели народные исполнители Пятницкого. А еще раньше, за 20 лет до того, столичная публика впервые открыла для себя народную песню. Первооткрывателем же был Митрофан Пятницкий.

Митрофан Пятницкий

Отец Митрофана, Ефим Петрович, служил в церкви в воронежской глубинке. Та же стезя была уготована мальчику. Его отправили в духовное училище. И вот там произошел, казалось бы, пустяк: глава училища отец Иоанн приметил у Пятницкого, не самого успешного ученика, увлечение, как он сформулировал, «кабацкими песнями». Он отправил отцу Митрофана просьбу как следует его за то проучить. У подростка на почве этого конфликта произошел нервный срыв. И так выяснилось несколько вещей. Первое – что у Митрофана чрезвычайно тонкая душевная организация. Второе – простые народные песни оказались его главным увлечением в жизни.

Интересно разрешился конфликт с отцом Иоанном. Когда его подопечный выздоровел, он взял его к себе на должность эконома. Больше того, потом даже помог тому найти учителя пения. Пятницкий никак не мог расстаться с мечтой о выступлениях. И вот, когда Митрофану уже было фактически тридцать два года, его согласились прослушать в консерватории. И даже приняли туда. А ведь для начала учебы на вокалиста это был уже солидный возраст.

И тут стряслась беда. У Митрофана, который почти дотянулся до своей мечты, случился новый нервный срыв. И все тот же отец Иоанн вновь подставил свое плечо. Он пристроил Пятницкого в одну из лучших клиник лечения душевных болезней.

Когда Митрофан вернулся к нормальной жизни, его в консерваторию уже, конечно, не взяли. Зато он добился прослушивания у самого Федора Шаляпина. И – успех! Великий бас оценил баритон самородка и даже предложил выступить перед влиятельными людьми из мира музыки. Снова, оказалось, М.Е. Пятницкий приблизился к исполнению мечты. И вновь – приступ злосчастной болезни. Ф.И. Шаляпин не редко навещал сломленного артиста в больнице, поддерживал. Но ведь тому уже было 40 лет. Казалось бы, никаких шансов на музыкальное будущее.

Создание хора Пятницкого

Все переменилось, когда Митрофан Ефимович Пятницкий решил подступить к своей мечте с другой стороны.

Благодаря увлечению народным музыкальным творчеством в 1903 году Пятницкий становится членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. У него появилась важная миссия: собирательство русских народных песен.

в ходе своих поисков посетил множество деревень (главным образом воронежских). М.Е. Пятницкий сгруппировал записанные песни в жанровые разделы, относящиеся к определенной песенной традиции, и опубликовал в 1904 году в своем первом сборнике «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)», который принес ему небывалую известность.

После выхода в свет его второй книги «Жемчужины старинной песни» на Пятницкого обратили внимание ученые, у него появились друзья и поклонники. Чтобы увеличить свои доходы на издание книги и путешествия по деревням губерний, Митрофан Ефимович стал давать уроки пения, не отказывался и от участия в концертах. Но неожиданно он в селе Александровка встречает удивительную семидесятилетнею песенницу Арину Колобаеву и двух ее дочерей – Анну и Марию и записывает с их участием прекрасные старинные песни: «От чего вот это камень зарождается», «Вы не ждите, девки, время», «Тушите лучинушку», «Ох, ты воспой, жавороночек». В селе Новая Усмань он находит целую семью песенников во главе с талантливой Евфимией Лебедевой. Вот тогда- то впервые Митрофану пришла мысль о создании русского народного хора. И в 1910 году из народных певцов Воронежской и Рязанской губернии был создан народный хор совершенно нового типа, в котором участники являлись не только певцами, но и исполнителями хороводов, плясок, бытовых сцен.

А на масляной неделе 1911 года он показал  Москве и настоящее русское исполнение. На сцене дворянского собрания была обустроена русская печь, горшки, чугунки, люлька. Чуть больше десятка отнюдь не ряженых, а настоящих природных крестьян, которых Пятницкий привез в первопрестольную, исполняли свои песни. Успех оказался ошеломительным. Как писали, «концерт оказался в высокой степени интересным и этнографически поучительным». Затем последовали новые концерты, граммофонные записи, посещение выступлений Ф.И. Шаляпиным, С.В. Рахманиновым, И.А. Буниным. Это было настоящее новое открытие русской песни столичной публикой.

Крестьянский хор Пятницкого

С того момента М.Е. Пятницкий буквально живет своим хором, постоянно расширяет репертуар, ищет новые формы подачи. В частности, воссоздает обстановку, в которой исполняется песня. С этой целью он организует новые экспедиции в глубинку, продолжает записывать обряды, собирать песни, народные инструменты и костюмы. «Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать». Только на старинном валиковом фонографе М.Е. Пятницким было записано около 400 народных песен.

Никто из звезд Пятницкого не имел музыкального образования. И как говорят, он просто просил их петь так, будто они у себя в избе или на завалинке. Их «певческая артель», как они сами себя называли, дала немало концертов. И пережила она и революцию, и войны, и коллективизацию, и смерть их руководителя Митрофана Ефимовича Пятницкого.

Перед смертью Пятницкий лишь попросил:

«Прошу только, не пойте в ресторанах, песня-то народная… Ну, а если станете там петь, не связывайте мое имя с хором».

Хор имени Пятницкого – это большая творческая лаборатория, задача которой сохранение, пропаганда и развитие всех жанров народного искусства. Коллектив много работает над тем, чтобы придать подлинное народное, старинным произведениям современное звучание, сохранив при этом их величие, искренность и простоту.

Источники: Пискарева, Анастасия Самородок русской глубинки / Анастасия Пискарева // Хранители Родины, 2020. — Текст : электронный. — URL: https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/Article/?id=33793. — (дата обращения: 03.07.2023);

3 июля в истории. Митрофан Пятницкий // Семья и вера, 2022. — Текст : электронный. — URL: https://semyaivera.ru/2022/07/03/3-iyulya-v-istorii-mitrofan-pyatnitskiy/. — (дата обращения: 03.07.2023);

Афиша

13.05.2024. «Художественное убранство собора Св. Саввы в Белграде (Сербия) – встреча с художником-монументалистом Артемием Родионовым. МУ «ГЧМБ». 18:00

14.05.2024. «Живая планета Астафьева»-книжная выставка, беседа. Абонемент.

14.05.2024. «Птицы со страницы» — викторина. Детский отдел. 10:00; 12:30; 16:00

17.05.2024. «Птицы со страницы» — викторина. Детский отдел. 12:30

18.05.2024. Акция #ХоббиОбмен (обмен материалами для творчества, рукоделия и хобби. Мастер-классы). МУ «ГЧМБ». 12:00-18:00

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00, без обеда
четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Яндекс.Метрика