Алла Сергеевна Головина — русская поэтесса «первой волны» эмиграции, участница ряда литературных объединений Праги, Парижа и других.
По стихам Аллы Головиной трудно восстановить век, современницей которого она была; события прошли, казалось бы, мимо нее. Ей, правда, не было и десяти лет, когда она в 1920 году оказалась в эмиграции — сначала в Чехословакии, потом во Франции и Бельгии. Дело, однако, не в отъезде на Запад, а в сосредоточенности на внутреннем мире. Уход во внутрь — характерная черта русской поэзии, создавшейся в изгнании; лучшие поэты (в особенности тридцатых годов) помнили о своей душе, стараясь пренебречь общественными событиями, повергавшими их чаще всего в недоумение, а то и в отчаяние.
Давний предок Аллы Сергеевны сражался на стороне крестьян против феодалов, и после образования Швейцарского союза ему был оставлен баронский титул. Прадед переселился в Россию в начале XIX века. В 1920 году ее отец Сергей Эдуардович Штейгер, предводитель дворянства, член Государственной думы, с женой и тремя детьми выехал на пароходе из Одессы в Турцию. В Чехословакию он приехал в 1923 году, здесь стал заведующим библиотекой Русской гимназии — пансиона в г. Моравска Тршебова. Его сын Анатолий и дочь Алла начали писать стихи еще на гимназической скамье.
Анатолий Штейгер, поэт, которого высоко ценила М. Цветаева и который умер от туберкулеза в 1944 году, в возрасте 37 лет, сестра сохранила его архив. Сама она прожила жизнь долгую, пережив брата на четыре десятилетия.
18 ноября 1929 года Анна Сергеевна впервые читала свои стихи в «Ските поэтов» и сразу же была принята в его члены. В том же году вышла замуж за скульптора и художника Александра Сергеевича Головина и родила сына Сергея (в будущем швейцарского немецкоязычного писателя). В 1935 году переехала во Францию. В том же году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел ее единственный прижизненный поэтический сборник «Лебединая карусель».
Вторая книга стихов «Городской ангел» (1989) и третья — сборник стихов и прозы «Вилла «Надежда»»(1992) вышли посмертно.
«Вдохновенное любопытство сказочника» — так характеризует В.Ф. Ходасевич особенность мироощущения Головиной, имея в виду то, что поэтесса пыталась рассмотреть внутреннюю суть вещей (Возрождение. 1935. 28 марта).
ТЕЛЕГРАММА Строчили провода над полем, По деревням и городам. Текли слова любви и боли, Летели стаи телеграмм... Пускай разгадан и оплачен Короткий радостный ответ — Телеграфист уездной почты Садится на велосипед. И радуясь, и подтверждая, И глядя вверх на провода, Послу, слетевшему из рая, Ты пишешь на бумажке: да. Чтоб позабыв о мокром снеге И отстранив земное зло, Он звонко простучал коллеге Ответ в соседнее село. И долго помнил ночью лунной, Как плещет чуждая любовь, Что пели провода, как струны, Стекая в венчики столбов... 1934/1935
В годы Второй мировой войны жила в Швейцарии, зарабатывая канцелярским трудом, лечилась от туберкулеза. В1952 году Алла Сергеевна вышла замуж за бельгийского барона Бон Жиль де Пелиши и в 1955 году переехала в Брюссель, где короткое время держала магазин русской книги. Работала в военной цензуре. В 1967 году побывала на родине.
Наследие А.С. Головиной обширно; его составляют многочисленные стихотворения, несколько поэм, автобиографическая и беллетристическая проза. При ней успела появиться лишь одна небольшая стихотворная книжка. Всё остальное до сих пор остаётся в рукописях. Жаль! Стихи Аллы Головиной были нужны в ту пору, когда она творила с особой интенсивностью: в тридцатые годы. Их прозрачная, чистая образность, их высокая духовность, соединённая с рассудительной сдержанностью противостояли доведённой до края интимности «дневниковой лирики», сюрреалистической загадочности и темноте другой поэтической ветви, или, с другой стороны, политической крикливости вульгарных стихотворцев-газетчиков.
Г.В. Адамович увидел в творчестве Головиной особый способ создания художественной выразительности. В рецензии на сборник «Лебединая карусель» критик назвал поэтессу «самым талантливым поэтом в Праге».
В «Автобиографических заметках» мы читаем такие строки: «Не хватает, как воздуха, литературных контактов, но мой интерес ко всему, что касается русской литературы и русских судеб, велик и неистребим».
Так руки сжать, чтоб их не развести, Крестом застывшим на груди усталой... Снежок такой, как здесь, всегда бывает—талый, И городское спешное: прости. Как трудно выстоять — я это понимаю, Перекрестись и выйди на крыльцо, Февральский ветер освежит лицо. Ты всё забудешь, всё забудешь к маю.
Источники: Эткинд, Ефим Григорьевич О поэзии Аллы Головиной : [вступительная статья] // Головина, А.С. Городской ангел : избранные стихи / А.С. Головина. — Брюссель, 1989. — С. 5-10.;
Ходасевич, Владислав Фелицианович Книги и люди : Этюды о рус. лит. / Владислав Ходасевич; [Сост. и авт. вступ. ст. М.Д. Филин]. — Москва : Моск. учеб., 2002. — 478, [1] с. : ил., портр.; 21 см. — (Библиотека МГПУ).;
Цветаева, Марина Ивановна Письма к Анне Тесковой / Марина Цветаева ; [сост., подгот. текста, коммент. Л. А. Мнухина]. — Болшево : Муниципальное учреждение культуры «Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве», 2008. — 509, [1] с., [8] л. ил., портр., факс.; 20 см.; ISBN 978-5-88149-326-4;
Головина Алла Сергеевна // Rulit.me : сайт, 2011-2023. — Текст : электронный. — URL: https://www.rulit.me/authors/golovina-alla-sergeevna. — (дата обращения: 14.07.2023)