20 августа 1847 года в городе Хрубешув (Люблинское воеводство) в семье обедневшего шляхтича родился Болеслав Прус.
Настоящее имя писателя — Александр Головацкий. Он дебютировал в качестве журналиста в журнале «Домашний опекун» в 1872 году со статьей «Наши грехи». Псевдоним Болеслав Прус он начал использовать десять лет спустя и с тех пор подписывал им все свои тексты.
Первые публикации писателя были в развлекательных журналах «Муха» и «Шпильки». Спустя годы Прус отзывается о своих первых работах как о глупых шутках, которые он был вынужден писать, чтобы заработать себе на хлеб.
Широкую известность писатель приобрел после публикации своей книги под названием «Сиротская доля» в 1876 году, затем писал новеллы и романные зарисовки, описывающие экономическую и социальную жизнь деревни. В качестве героев Прус выбирал чаще всего людей бедных, часто детей — как в «Шарманке», где описывал уязвимость слепой девочки.
Самым значительным литературным произведением Болеслава Пруса является роман «Кукла». Произведение отражает настроение 80-х годов XIX века, когда энтузиазм позитивистов начал иссякать, и оказалось, что лозунги органического труда не дают ожидаемых результатов. «Кукла» также является эпической панорамой Варшавы 1878-1879 годов. Великолепные описания бывшей столицы сопровождают множество интересных и оригинальных сюжетов, среди них главный — это большая и трудная любовь обедневшего дворянина Станислава Вокульского к аристократке Изабелле Ленцкой.
«Куклу» поначалу восприняли не слишком восторженно. Критикам не нравилась композиция, множество эпизодов и двойное повествование. Только спустя некоторое время она была признана выдающимся польским реалистическим романом.
В 1890 году в «Курьере Цодзенном» Прус публиковал роман «Эмансипированные женщины», который он считал своим лучшим крупным произведением. Это произведение отражает отношение автора к зарождающемуся женскому движению, которое писатель оценивал однозначно отрицательно. Место женщины, считал он, в семье, где она может развивать и использовать свои природные добродетели. Эмансипантки же, вопреки своему предназначению, хотят бороться за существование, и в этой жестокой борьбе теряют свои лучшие женские качества. Одним словом, эмансипантки — это те, кто, обманувшись феминисткой идеологией, превращается в карикатуры женщин. Кроме реалистических сцен, в романе немало гротеска, есть сентиментальный мотив и даже большой метафизический трактат профессора Дембского.
В следующем романе размышления о функционировании государственного организма и его эволюции оказались облечены в исторические костюмы. В 1897 напечатан «Фараона» — роман о наследнике трона, а затем правителе Египта Рамсесе XIII. После воцарения Рамсес объявляет войну грабящим народ и страну жрецам. Рамсес имеет благие намерения, но он слишком запальчив, неопытен и беден. Фараона поддерживает общество, но в борьбе со жрецами он проигрывает. Рамсес погибает, но не погибают его планы по совершенствованию государства и общества, которые предстоит реализовать новому правителю Египта.
Прус был писателем, определившим, наряду с такими мастерами, как Генрик Сенкевич и Элиза Ожешко, облик классического польского реализма XIX века. Художник, прекрасно знавший жизнь, умевший наблюдать, осмыслять и ярко изображать увиденное, «реалист чистейшей воды», как сказал о нем Сенкевич, и демократ по своим симпатиям и убеждениям, он сумел так много сказать о своем времени, о его глубоких внутренних противоречиях и внешних приметах, о быте и нравах, об интересах, стремлениях, привычках своих современников, что всё написанное Прусом составляет неотъемлемую часть нашего представления об эпохе писателя.
Болеслав Прус скончался 19 мая 1912 года в Варшаве. На его могиле стоит надгробие с надписью «Сердце сердец». В 1977 году в польской столице установили памятник Болеславу Прусу.
Источники: Флорыньская-Лялевич, Халина Болеслав Прус / Халина Флорыньская-Лялевич // Culture.pl. Персоналии, 2006. — Текст : электронный. — URL: https://culture.pl/ru/artist/boleslav-prus. — (дата обращения: 20.08.2023);